С каждым годом в нашей стране все большее количество людей, планируя свой отпуск, прибегают к услугам туристических агентств. Но далеко не всегда, доверяя организацию своего отдыха другим, потребитель получает качественную услугу.
В отдел защиты прав потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Белгородской области» обратился белгородец со следующей проблемой. При заключении договора с туристическим агентством он выбрал место отдыха и конкретный вариант размещения – двухместный номер частной гостиницы, что было зафиксировано в подписанном договоре. По прибытии потребитель с удивлением узнал, что гостиницу турагент без согласования с ним заменил на другую. Белгородец был вынужден поселиться в очень маленьком по площади номере без балкона, с окном, имеющим выход на крышу кафе. Открывать окно для проветривания было невозможно, потому что комнату тут же заполнял неприятный запах с кухни кафе. Таким образом, туристическое агентство нарушило существенное условие договора об условии проживания (место размещения располагалось по иному адресу).
После отпуска турист решил не пускать дело на самотек, предприняв действия для защиты своих прав. Сначала он отправил в адрес туристического агентства претензию с требованием вернуть уплаченную за путевку денежную сумму. В ответ потребитель получил письменный отказ.
При изучении договора специалистами отдела защиты прав потребителей были отмечены условия, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными федеральными законами в области защиты прав потребителей. Исполнитель (турагент, туроператор) не имеет законного права в одностороннем порядке изменять существенное условие договора, не получив согласия туриста.
Согласно статье 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии со статьей 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны только по соглашению сторон в письменном виде.
Данное нарушение законодательства о защите прав потребителей является основанием для привлечения исполнителя к административной ответственности. С этой целью турист обратился в управление Роспотребнадзора по Белгородской области. Для возмещения материальных средств потребитель намерен подать исковое заявление в суд.
Это только одна из ситуаций, которая стала причиной обращения потребителя туристских услуг в отдел защиты прав потребителей. Самостоятельно разобраться в этом нелегко, поэтому в случае возникновения каких-либо проблем лучше обратиться к профессионалам.
Чтобы не попасть в подобную ситуацию, потребителям необходимо внимательно читать текст договора с турагентом (туроператором). Документ обязательно должен содержать необходимую и достоверную информацию о программе пребывания, маршруте и об условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, об условиях проживания (месте нахождения средства размещения, его категории) и питания, услугах по перевозке туриста в стране (месте) временного пребывания, о наличии экскурсовода (гида), гида-переводчика, инструктора-проводника, а также о дополнительных услугах и др.). Эти сведения оговорены положениями статьи 10 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской
Федерации» и пунктами 7, 8, 9 Правил оказания услуг по реализации туристского продукта (информация о потребительских свойствах туристского продукта (качестве).
Исполнитель, не предоставивший потребителю полной и достоверной информации об услуге, туристском продукте в том числе, если были нарушены существенные условия договора, несет ответственность, предусмотренную пунктом 1 статьи 29 закона РФ «О защите прав потребителей».
Исполнителям туристских услуг также следует обратить внимание на содержание используемых ими в работе договоров об оказании туристских услуг. Ведь зачастую это просто стандартная форма, «позаимствованная» в Интернете. Исполнитель туристских услуг должен понимать, что грамотно составленный договор – это и его защита от необъективных, незаконных требований потребителя.
Уважаемые читатели, по вопросам оказания туристских услуг вы можете позвонить по телефону 8(4722)51-98-72. Специалисты отдела защиты прав потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Белгородской области» ответят на все интересующие вас вопросы.
Информация предоставлена отделом защиты прав потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Белгородской области»