Серьезный подход к выбору сложной техники

Сейчас рынок технически сложных товаров очень разнообразен, поэтому выбрать нужную модель не просто. Чтобы приобретенная техника не принесла огорчений, необходимо отнестись к покупке обдумано и взвешенно, напоминают специалисты отдела защиты прав потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Белгородской области».

Ведь деньги придется заплатить немалые, а права на ошибку в выборе у вас нет, так как многие из технически сложных товаров бытового назначения надлежащего качества, на которые установлены гарантийные сроки, не подлежат возврату или обмену на аналогичный товар других размеров, формы, габаритов, расцветки или комплектации. Перечень таких товаров установлен Постановлением Правительства № 55 от 19.01.1998 г., в него включены: станки металлорежущие и деревообрабатывающие бытовые, электробытовые машины и приборы, бытовая радиоэлектронная аппаратура, бытовая вычислительная и множительная техника, фото- и киноаппаратура, телефонные аппараты и факсимильная аппаратура, электромузыкальные инструменты, игрушки электронные, бытовое газовое оборудование и устройства.

Если вы твердо намерены совершить покупку, знайте, что перед тем, как купить товар, вы имеете право проверить его в работе (если для его подключения не требуется специального оборудования). Кроме того, не поленитесь тщательно изучить прилагающиеся к технике документы: технический паспорт, инструкцию по эксплуатации, гарантийный талон и другие. Вместе с товаром не забудьте получить кассовый или товарный чек, а также проконтролировать, сделал ли продавец необходимые отметки в гарантийном талоне (данные о продавце, печать). Если эти документы будут утеряны, необходимо помнить, что у вас есть право ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключения договора и его условий.

В случае если доставка товара осуществлялась продавцом, обязательно осмотрите покупку, проверьте наличие необходимых комплектующих деталей и сопроводительных документов. Помните, если производитель оговаривает обязательность введения в эксплуатацию техники специалистами, твердо придерживайтесь этих требований, ведь именно здесь сработает правило — скупой платит дважды. Сэкономив небольшую сумму денег на подключении, вы можете потерять право на гарантийное обслуживание.

Казалось бы, теперь можно только радоваться, но приобретенная техника начала «капризничать». В соответствии со ст. 18 закона РФ «О защите прав потребителей», в отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков в течение 15 дней со дня передачи потребителю такого товара вправе:

— отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо

— предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки с соответствующим перерасчетом покупной цены.

Необходимо отметить, что Постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2011 г. № 924 утвержден перечень технически сложных товаров, о которых идет речь в статье 18 названного закона.

По истечении 15 дней данные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:

— обнаружение существенного недостатка товара,

— нарушение сроков устранения недостатков товара,

— невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

При этом необходимо помнить, что на протяжении всего гарантийного срока, установленного на технику, потребитель имеет право на предъявление требования о безвозмездном устранении недостатков в товаре.

Доставка крупногабаритного товара и товара более 5 кг для ремонта, уценки, замены и (или) возврата осуществляется силами и за счет продавца.

В случае, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить продавцу требования, предусмотренные статьей 18 закона РФ «О защите прав потребителей» (замена товара, уменьшение покупной цены, безвозмездное устранение в товаре недостатков, расторжение договора купли-продажи), если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.

Ваши требования должны быть предъявлены продавцу, производителю, либо уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю. Письменная претензия в этом случае составляется в двух экземплярах. В ней должны быть чётко описаны недостатки товара и сформулированы ваши требования. Один экземпляр претензии необходимо вручить уполномоченному лицу, либо направить заказным письмом (с уведомлением). В случае личного вручения претензии на втором экземпляре должна остаться отметка о вручении с датой, должностью, фамилией, именем и отчеством принявшего претензию.

Продавец или организация, выполняющая функции продавца на основании договора с ним, обязаны принять товар ненадлежащего качества у покупателя, а в случае необходимости провести проверку качества товара. Покупатель вправе участвовать в проверке качества товара. При возникновении спора о причинах появления недостатков товара продавец или организация, выполняющая функции продавца на основании договора с ним, обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Покупатель вправе оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке. Сроки рассмотрения претензий также установлены законом РФ «О защите прав потребителей» и составляют:

— в случае предъявления требования о расторжении договора купли-продажи – 10 дней,

— предъявления требования о замене товара с недостатком – 7 дней (максимально – до месяца),

— предъявления требования о безвозмездном устранении в товаре недостатков – до 45 дней.

Подготовила Анна Иванова