Решит ли эту задачу очередная пенсионная реформа?
Обсуждению стратегии развития пенсионной системы была посвящена селекторная пресс-конференция в управлении Пенсионного фонда Белгорода. На вопросы журналистов
из российских регионов – от Москвы до Хабаровска — отвечали председатель правления Пенсионного фонда РФ А. Дроздов и статс-секретарь, заместитель министра труда
и социальной защиты А. Пудов.
Стратегические задачи
По указу президента правительству следовало до 1 октября разработать эту стратегию. Министерство труда и соцзащиты представило ее проект 28 сентября после межведомственного согласования, он размещен также на официальном сайте министерства. Проекту еще предстоит экспертная оценка, и сейчас проходит обсуждение специалистами в области пенсионного
права и членами Общественной палаты. К 15 декабря должны быть разработаны необходимые законопроекты, которые Госдума рассмотрит весной. В этом случае реализация стратегии начнется с 2014 года.
Разработанная до 2030 года, она предусматривает трехуровневую модель пенсии для групп с разными доходами — трудовую, корпоративную и частную. Трудовая (государственная) пенсия формируется в рамках системы обязательного пенсионного страхования за счет страховых взносов и межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. Этот уровень пенсии должен обеспечивать до 40 процентов утраченного заработка при нормативном страховом стаже и средней зарплате. Корпоративная пенсия формируется работодателем при возможном участии работника на основании индивидуального трудового или коллективного договоров либо отраслевого тарифного соглашения. Это еще до 15 процентов от утраченного заработка. И частная пенсия формируется самим работником добровольно, что может дать до пяти процентов утраченного заработка.
Работать долго
А. Пудов считает этот документ сбалансированным, максимально учитывающим интересы разных категорий граждан и содержащим принцип справедливости: чем больше стаж и выше зарплата, тем больше должна быть у человека пенсия. Реализация новой программы позволит к 2030 году выйти на уровень пенсий
до 70 процентов среднего заработка тем, у кого средняя и высокая зарплата, и до 40 процентов гарантированного минимума остальным. А сегодня соизмеримые пенсии получают те, кто отработал 30-40 лет, и у кого необходимый минимальный стаж пять лет.
Разработчики стратегии считают, что она не предполагает завуалированного повышения пенсионного возраста. Однако по новым правилам, которые Минтруда считает идеальными, предлагается ввести нормативный стаж 40 лет, в течение которых уплачивается страховой взнос в размере 20 процентов, и тогда при выходе на пенсию человек двадцать лет сможет получать 40 процентов среднего заработка. На селекторной пресс-конференции А. Пудов подчеркнул, что в том, чтобы официально работать как можно дольше, есть преимущества при выходе на пенсию.
— Мы действительно видим в 40-летнем стаже международную норму и говорим о том, что это будет одним из стимулов для сохранения действующего подхода к пенсионному возрасту — выходу на пенсию позже. Потому что это будет реально давать более высокую прибавку к размеру пенсии.
На возражения журналистов о том, что мужчины в России умирают, не дожив до 60, а уровень зарплаты 70 процентов населения не позволяет заработать на достойную пенсию, он ответил, что предлагаемая модель находится еще в проработке, и пенсионная формула пока не определена.
Единые нормы для всех
Новшества коснутся тех, кто работает во вредных условиях труда и досрочно выходит на пенсию. Предлагается ввести для работодателей дополнительный тариф страховых взносов в
Пенсионный фонд. Сегодня пенсии досрочникам выплачиваются не за счет дополнительных взносов работодателей, а из общих доходов бюджета Пенсионного фонда, то есть из взносов за всех работающих граждан, и тех, кто на досрочную пенсию не пойдет. При этом работодатели не заинтересованы в сокращении рабочих мест с вредными и опасными условиями труда, либо в улучшении этих условий. Их работники и так получают льготную пенсию, которая работодателям ничего не стоит. Кроме того, 75 процентов пенсионеров-досрочников, а это 2,4 миллиона человек, продолжают работать после назначения им пенсии.
В стратегии предлагается экономически стимулировать работодателей к улучшению условий труда — льготами по налогу на прибыль, отменой дополнительного тарифа, если предприятие обеспечивает работнику и членам его семьи пакет услуг (лечение, обучение и т.д.) в рамках индивидуального или коллективного договора. Контроль дополнительных взносов возлагается не на Пенсионный фонд, а на фонд социального страхования.
— Таким образом средства переориентируются прежде всего на профилактику производственного травматизма и профзаболеваний, а не просто на выплаты из-за полученных увечий, — говорит начальник управления Пенсионного фонда Белгорода Наталья Звягинцева. — В предложенной программе развития пенсионной системы многое действительно взято из жизни и привязано к реалиям. Но есть и немало вопросов, требующих разъяснения.
Стратегия предусматривает также изменения для самозанятого населения — индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов, фермеров и т.д. Предлагается установить для всех единый тариф страховых взносов и привести его в соответствие с уровнем пенсионных выплат. Сегодня платеж в Пенсионный фонд самозанятых граждан рассчитывается из одного минимального размера оплаты труда, это 14,3 тысячи рублей в год. А страховой взнос наемного работника достигает 112 тысяч рублей.
Предложения Минтруда содержатся также по накопительной части пенсии, формированию корпоративной системы пенсионного обеспечения.