Начало октября в Белгороде прошло под знаком двух фестивалей.
Впервые в нашем городе состоялся международный кинофестиваль «Золотой витязь», в рамках которого было показано сто фильмов русских, украинских, белорусских режиссеров, а также прошли творческие встречи актеров и режиссеров с белгородскими зрителями. Наша газета подробно рассказала о фестивальных днях и закрытии «Золотого витязя» в предыдущих номерах.
В эти же дни Белгород принимал гостей международного фестиваля театров кукол «Белгородская забава». Он стал не просто долгожданным для белгородских кукольников (фестиваль не проводился последние семь лет), но и знаковым. Впервые за всю историю его существования он собрал более двадцати театральных коллективов, 22 спектакля прошли на трех сценических площадках города: в театре кукол, Центре молодежных инициатив и в городском Дворце детского творчества. Впервые в нем приняли участие театры кукол из Франции, Италии, Литвы, нескольких российских городов.
Фестиваль, без сомнения, стал культурным событием города и области. Его зрителями были и малыши, и их родители, школьники и студенты, поклонники этого удивительного мира под названием «театр кукол». Тем и хорош фестиваль, что он позволяет за столь непродолжительное время познакомиться с такими разными театральными работами, а зрителям постарше понять, чем живет театр кукол сегодня и в каком жанровом, стилевом направлении он развивается.
В этом отношении важно мнение профессионального жюри, которое работало на фестивале. Его возглавляла известный театральный критик Ольга Глазунова. В последний фестивальный день на пресс-конференции она подвела итоги «Белгородской забавы» и предложила коллегам поделиться своими мыслями.
По словам самой Ольги Леонидовны, на фестивале были и взлеты, и разочарования, но главное все же — полнота ощущений. По «Белгородской забаве» можно судить о том, что происходит сегодня в театральном сообществе, какие тенденции появляются, какие идеи кукольников нужно поддерживать, а с какими бороться.
— За последний месяц я присутствую на четвертом фестивале. Они все разные. Но все же мы имеем некий срез, представляющий кукольный театр на этот момент. «Белгородская забава» показывает: афиша разнообразная, присутствует многожанровость (тут и «лунное волшебство», и «мюзикл», и «скоморошечьи потехи», и поэтическая игра»). Чего только нет! И режиссеры разные: молодые и маститые. Отрадно, кстати, что на «Белгородской забаве» было много молодых режиссеров. Мы увидели прекрасный белгородский спектакль «Аистенок и Пугало», поставленный молодыми питерскими режиссером и художником, и режиссер из Харькова Оксана Дмитриева привезла на фестиваль свою замечательную работу — спектакль «Майская ночь». И Игорь Казаков из Белоруссии.
Казалось бы, все замечательно. Но, тем не менее, есть немало и тревожных моментов. Я бы отметила как очень серьезную проблему отсутствие новых сценических решений, идей. Появляются молодые режиссеры, рождается новый сценический язык. Но вместе с тем много архаики. То ли устали режиссеры, то ли позабыли, чему их когда-то учили. А ведь от того, чем дышит режиссер, какими идеями полна его голова, зависит и жизнь, развитие театра.
Да, были спектакли, которые вполне неплохо смотрятся в репертуаре театра, но, увы, фестивальными они не стали. Ведь что такое фестивальный спектакль? Это новые интересные идеи, новаторское режиссерское, сценическое решение, это и интересные актерские работы. О таких спектаклях (а их, по мнению жюри, в конкурсной программе фестиваля было все же немало) сказал театральный критик В.Л. Шрайман:
— Ради такого спектакля, как «Майская ночь» (Харьковский театр кукол, режиссер Оксана Дмитриева) стоило приезжать в Белгород на фестиваль! Совершенно блистательная постановка. Это не спектакль «говорящих голов». Это слияние фантазии, чудес, пластики. Он рожден из сердца, чувства, таланта. Для меня этот спектакль — чудо. Спектакль «Волшебная кисть» Могилевского областного театра кукол (режиссер Игорь Казаков) не похож на другие. Это одна из форм сегодняшнего языка театра кукол. Безупречен спектакль Саратовского театра кукол «Бременские музыканты». Здесь сошлось все: и мастерство режиссера, и удивительное искусство художника. В спектакле так сделаны куклы, что ими хочется играть, каждый пальчик движется. Они живые.
— Словом, «Бременские музыканты» — это подарок фестивалю «Белгородская забава», — заключил Виктор Шрайман.
Кстати, именно этот спектакль увез с фестиваля самое большое количество наград — из восьми конкурсных номинаций Саратовский театр «Теремок» победил в четырех (коллектив отмечен дипломами за лучшую мужскую роль первого плана — актер Алексей Усов, за лучшую мужскую роль второго плана — актер Роман Сопко, за лучший актерский ансамбль и за лучшую режиссуру).
Театральные критики затронули и проблему работы с куклой. По мнению мэтра кукловодческого искусства С.Ф. Жигунова, многие спектакли идут так, что хочется задать вопрос актерам и режиссерам: а кукла вам зачем? Когда из спектакля уходит душа, ничто не затрагивает зрителя.
Но все же на «Белгородской забаве» были примеры блистательной работы с куклой. Сергей Жигунов отметил филигранное владение куклой итальянского кукловода Гасперо Насуто в петрушечном представлении «Пульчинелла-ди-Маре» (первая премия фестиваля «Белгородская забава» отправилась в далекую Италию, в Неаполитанский традиционный театр кукол). Мастерство воронежских кукольников, показавших на фестивале спектакль «Бука», брянских — спектакль «Цирк Шардам».
А гран-при фестиваля увезли с собой харьковчане. Спектакль «Майская ночь», поставленный режиссером Оксаной Дмитриевой в жанре мюзикла, покорил и зрителей, и жюри.
А главный приз детского жюри, которое на равных с профессиональным работало на фестивале, был отдан белгородскому спектаклю «Аистенок и Пугало», который поставили молодые питерские кукольники: режиссер Людмила Федорова и художник Александра Зубова.
Фестиваль завершился. Но разговор о нем мы продолжим на страницах газеты. Мы приглашаем присоединиться к нему наших читателей, побывавших на фестивальных спектаклях. Поделитесь своими впечатлениями. Пишите письма, пишите отзывы на сайте газеты.