«Иваново детство» на «Золотом витязе»

Кинофестиваль

Вчера в Белгороде открылся Международный кинофорум «Золотой Витязь». Горожане получат уникальную возможность увидеть фильмы известных отечественных и зарубежных режиссеров и даже пообщаться с мэтрами кино. Как сообщили организаторы, в фестивале примут участие Алексей Илюхин, Екатерина Махова, Ольга Дашук (Белоруссия), Елена Копривица (Сербия). Среди гостей фестиваля — российские актеры Александр Михайлов, Аристарх Ливанов, Ада Роговцева.

Одно из наиболее важных событий программы «Золотого витязя» — сеанс, посвященный фильму Андрея Тарковского «Иваново детство», в котором основатель и президент фестиваля Николай Бурляев сыграл главную роль. Он встретится на этом сеансе с белгородскими ценителями киноискусства.

Показ «Иванова детства», который пройдёт 5 октября в кинотеатре «Радуга», связан с целым рядом юбилеев, пришедшихся на этот год, — 80-летием Андрея Тарковского, 65-летием Николая Бурляева и 50-летием самого фильма. «Иваново детство» занимает особое место в истории кино. Он явил миру приход нового великого режиссёра.

Интересно, что экранизация рассказа В. Богомолова «Иван» была не оригинальным замыслом Тарковского. Молодой выпускник ВГИКа взялся доделать фильм, который явно не удавался другому, на тот момент куда более именитому режиссёру. Но Тарковский не стал «доводить» работу своего старшего коллеги. Имея минимум времени и минимальные средства (основная часть и того, и другого уже были израсходованы ранее), он снял фильм заново и сделал свое произведение, ошеломившее весь кинематографический мир. На «Ивановом детстве» в СССР побывало 16 миллионов зрителей — это намного больше, чем на знаменитом «Аватаре» в СНГ!

Андрей Тарковский навсегда останется в истории кино не только как выдающийся режиссёр, мастерски владевший специфическими выразительными средствами киноискусства, но как художник, видевший свою миссию в духовном возвышении людей. Андрей Арсеньевич был твёрдо убеждён: «Искусство должно поселять в человеке надежду и веру. Даже если мир, о котором рассказывает художник, не оставляет места для упований. Нет, даже более определённо: чем мрачнее мир, который возникает на экране, тем яснее должен ощущаться положенный в основу творческой концепции художника идеал, тем отчётливей должна раскрываться перед зрителями возможность выхода на новую духовную высоту». И Тарковский неуклонно следовал этому принципу в своем творчестве. Так и «Иваново детство» рассказывает не просто о погибшем юном разведчике — о выжженной войной детской душе. Фильм трагичен. Тем не менее, он не оставляет ощущения безысходности.

Виктор Василенко