Автобус, который мы ждем

Ничто так не сближает горожан, как общественный транспорт. Особенно остро это понимаешь в салоне автобуса в часы пик. Хотя в Белгороде и делается немало для решения этой проблемы, вопрос с повестки дня пока еще не снят.

Совершенствованию организации пассажирских перевозок в областном центре был посвящен семинар-выставка, который прошел в среду на базе АСК «Вираж». Организовала его администрация города.

Открыл мероприятие первый заместитель главы городской администрации Олег Абрамов. Он отметил, что муниципальные перевозки — одна из непростых проблем, которую призвана решить мэрия. В Белгородской агломерации «маятниковая» миграция достигает семидесяти тысяч человек в день. Ежегодно количество частных автомобилей увеличивается на десять процентов, что является одним из самых высоких показателей в России. Все это значительно усложняет ситуацию на городских дорогах и негативно отражается на экологической обстановке.

Рационален переход на автобусы большой вместимости. В текущем году с эксплуатации сняты 329 микроавтобусов «ГАЗель», использовавшихся в качестве маршрутных такси. На очереди автобусы марки «ПАЗ». Многое зависит и от эффективной работы диспетчерской службы. В общественном транспорте уже установлены приборы спутниковой системы навигации ГЛОНАСС, которые позволяют диспетчеру контролировать ситуацию на линии. Пора переходить на оплату проезда электронными карточками. Остановки общественного транспорта оборудуют электронными табло для представления расписания движения автобусов. В нынешнем году такими табло планируется оборудовать 15 остановок, из которых четыре уже готовы к эксплуатации. Олег Васильевич заверил руководителей компаний-перевозчиков, что городская администрация обеспечит им хорошие условия для ведения бизнеса.

Начальник службы организации общественных перевозок Борис Земляков сообщил, что сейчас в Белгороде пять крупных компаний-перевозчиков. Проведен конкурс на обслуживание населения по маршрутам. Осуществляется проект по оптимизации маршрутной сети областного центра. Введены правила поведения для водителей общественного транспорта, что призвано улучшить культуру обслуживания пассажиров. Сейчас разрабатывается система штрафных санкций за их нарушение. Намечено дальнейшее расширение использования возможностей системы ГЛОНАСС и внедрение безналичного расчета при оплате за проезд в общественном транспорте. Борис Анатольевич пожелал участникам семинара-выставки заключения удачных контрактов.

Директор МУП «Белгородский электротранспорт» Олег Колесников изложил свое видение развития троллейбусного сообщения в Белгороде. Контактные сети ныне охватывают практически все районы города. Электротранспорт экологически чист и не загрязняет атмосферу выбросами. Оснащение всего подвижного состава аккумуляторными батареями позволяет троллейбусу проезжать до пяти километров без взаимодействия с контактной сетью. Большой интерес представляют электробусы, производимые в Белоруссии. Эти машины снабжены дизель-генераторным двигателем, что на треть уменьшает расход горючего по сравнению с автобусами такой же вместимости. Как следствие, электробусы значительно меньше загрязняют окружающую среду. По мнению Олега Владимировича, электротранспорт имеет в Белгороде хорошие перспективы.

На семинаре-выставке презентовали свою продукцию около десятка российских предприятий.

Интерес у участников мероприятия вызвали разработки компании «Удобный маршрут». Предприятием представлен образец электронного терминала для оплаты проезда в общественном транспорте. Он весьма прост в эксплуатации. Для оплаты проезда достаточно приложить к терминалу специальную электронную карточку, и с нее списывается стоимость за один проезд. При этом пассажиру распечатывается билет-чек. Автоматически ведется учет выручки и численности пассажиров различных категорий. Существуют модели устройства как для работы машины с кондуктором, так и для самообслуживания. Стоимость одного такого терминала — около 35 тысяч рублей.

Разработки компании «Удобный маршрут» уже не один год успешно работают в Москве, Ивановской и Свердловской областях, а также в Чувашии. Можно предположить, что в обозримом будущем подобные терминалы появятся и в Белгороде.

Машины общественного транспорта в нашем городе уже оснащены приборами системы ГЛОНАСС, позволяющими контролировать их движение по маршруту. Представленный на семинаре-выставке телематический интегратор ГК «Навигатор» позволят значительно расширить возможности диспетчерской службы. Например, по запросу граждан высылать SMS-сообщение о том, когда автобус необходимого маршрута прибудет к указанной ими остановке.

Представителям компаний-перевозчиков продемонстрировали различные модели автобусов отечественного и зарубежного производства, которые могут прийти на смену не слишком вместительным «ПАЗикам». Был проведен тест-драйв машин. Приобретать новые автобусы перевозчики будут за свой счет, но на льготных банковских условиях. Вместительный автобус стоит около четырех-пяти миллионов рублей. Обновление автопарка потребует серьезных финансовых вложений и займет не один год. Тем не менее, начало положено.