Необычная выставка открылась в Белгородском государственном художественном музее. Вниманию посетителей были предложены картины-подделки известных художников: Айвазовского, Кустодиева, Коровина, Семирадского и других.
До Белгорода эта экспозиция проходила только в Москве. У нее интересная история. В начале 90-х годов московский коллекционер, основатель частного музея «Дом иконы» Игорь Возяков приобрел за большие деньги ряд полотен со знаменитыми автографами, предварительно заказав их экспертизу в независимой лаборатории Третьяковской галереи. Подлинность картин была подтверждена.
В этом году «Дом иконы» решил устроить выставку произведений живописи. На всякий случай основатель музея повторно отдал полотна экспертам. И выяснилось, что из 15-ти работ девять — подделки, в том числе две иконы. Причем на экспертных заключениях стояли подписи тех же самых людей.
— В Москве выставка вызвала взрыв. Многие коллекционеры испугались, что их может ждать подобное разочарование. Все восхищались смелостью Игоря Возякова, который решил организовать экспозицию, несмотря ни на что, — рассказала на открытии выставки «Шедевры подделки» в Белгороде очевидец событий, хранитель частного музея Ольга Никольская.
Почему эксперты уважаемого культурного учреждения вдруг поменяли свое мнение? И как вообще они могли совершить оплошность? Эти вопросы первыми приходят в голову. По словам Ольги Никольской, речь идет не о подделках в полном смысле слова. Эти картины — действительно произведения искусства, выполненные мастерски неизвестными авторами, возможно, учениками художников, но по заблуждению приписанные мэтрам изобразительного искусства. В промахе экспертов Третьяковки сыграл, во-первых, свою роль человеческий фактор. А во-вторых, за прошедшие годы усовершенствовались и появились новые технические методы экспертизы: химический анализ, рентген и т. д., сделавшие вердикты экспертов более основательными.
Увлекательно поведала Ольга Сергеевна о том, как было определено фальшивое авторство. Например, «Морское сражение» «Айвазовского» написано краской, пигмент которой был изобретен после смерти художника, да и сами мазки нехарактерны для его почерка. У «Коровина» композиция на первом плане «разваливается». «Девочка в березовой роще» «Кустодиева» прописана неискусно. Выдали фальшивки и написанные по-иному автографы, подписи поверх лака и трещинок, по сухому холсту — это нехарактерно для подлинников, а также другая стилистика, ошибки в композиции, которые мастера кисти просто не могли допустить.
Выставка «Шедевры подделки», по определению организаторов, проект научный и социальный. Она должна привлечь внимание общественности к такой проблеме, как черный рынок и фальсификации в сфере изобразительного искусства, и поднять вопрос о принятии закона в этой сфере.