Новые стандарты. Первый опыт

Августовский педсовет

Вопрос внедрения федерального государственного образовательного стандарта в режим работы лицея №32 стал основным требованием для осуществления учебно-воспитательного процесса. Эта задача стояла в прошлом учебном году перед нашим образовательным учреждением.

Для ее реализации необходимо было выполнить ряд условий: кадровых, финансовых, материально-технических, информационно-образовательных, психолого-педагогических, а также осуществить учебно-методическое сопровождение. В течение 2010-2011 учебного года мы разработали специальную программу начального образования, а также сформировали нормативную базу лицея.

В настоящее время мы находимся на этапе внедрения стандарта в систему работы начальной школы и подготовки второго поколения в основную школу с 1 сентября 2012 года в рамках эксперимента. А это значит, что каждый педагог должен отчетливо понимать поставленную перед ним задачу по повышению своей профессиональной деятельности.

Одной из главных задач стандарта является создание комфортной среды для получения знаний. Важно научить ребенка целеустремленности и мыслительному процессу. Таким образом, традиционная формула «знания + умения + навыки», по своей сути, не предполагает творческого осознанного подхода к овладению знаниями. Поэтому каждый педагог должен научить школьника не только воспринимать, но и анализировать полученную на уроке информацию, планировать свою учебную деятельность.

В целях подготовки преподавателей в лицее была разработана специальная система в виде пошагового маршрута. Во-первых, мониторинг готовности учителей к внедрению стандарта второго поколения. Их информирование об изменении законодательства РФ в области образования посредством проведения совещаний и семинаров. Знакомство с федеральным государственным стандартом на практических занятиях.

Во-вторых, система работы с преподавательским составом спланирована таким образом, что каждый учитель является активным участником в разработке образовательной программы лицея в составе рабочих групп. Так у нас появились дорожные карты преподавателя по внедрению стандарта.

В-третьих, руководители рабочих групп представили проект раздела образовательной программы. Итогом работы стал семинар «Проектируем образовательную программу 1 ступени обучения».

В-четвертых, в мае прошлого года был проведен педагогический совет по вопросу внедрения федерального государственного стандарта в лицее №32, где преподаватели в форме открытого диалога с заместителем директора по учебно-воспитательной работе представили педагогическому коллективу проект образовательной программы, соответствующей новым условиям.

Для знакомства родителей с содержанием стандарта нами было изучено общественное мнение. Мы провели мониторинг часто задаваемых родителями вопросов в связи с изменениями, планируемыми в образовании, и разработали памятку с информацией о стандарте, необходимую как для родителей, так и школьников.

С начала 2011-2012 учебного года мы не только осваиваем систему работы с учащимися начальной школы по новым требованиям, изучаем нормативно-правовые акты в сфере образования, но и формируем нормативную документацию в связи с внедрением стандарта. Нами были внесены изменения в устав лицея, должностные инструкции учителей начальных классов, утверждены перечни требований к оборудованию учебных кабинетов и учебной литературы.

На базе лицея работает стажерская площадка для слушателей Белгородского института повышения квалификации педагогов по теме «Реализация накопительной системы повышения квалификации педагогических работников в условиях внедрения федерального государственного общеобразовательного стандарта». В течение учебного года проведено десять семинаров, в которых приняли участие триста тридцать педагогических работников различного уровня.

Е. Мясищева,

заместитель директора

по учебно-воспитательной

работе лицея №32