Музейная педагогика в действии

Августовский педсовет: Воспитываем патриотов

В лексикон педагогов прочно вошел термин «музейная педагогика». Трактуется он неоднозначно, но все сходятся во мнении, что это действенный способ привить молодому человеку трепетное отношение к истории и культуре. Музейная педагогика позволяет оживить экспозиции, донести до учащихся память поколений. При этом у подростков не только формируется стимул к духовному развитию, но и появляется эстетический вкус.

Музей гимназии №3 начался с учителя труда Михаила Кузенко, который в составе 116-й танковой бригады освобождал Белгород от фашистов. К нам прошло письмо от чешской девочки. Она просила подробно рассказать о Михаиле Ивановиче и его ратном пути. Мы начали поиск ветеранов 116-й танковой бригады. В 1985 году на основании собранных материалов и был открыт школьный музей боевой славы.

Одной из форм приобщения учащихся к поиску стала ежегодная акция «Реликвии моей семьи — история моей Родины». В гимназии она прошла уже дважды. В акции участвовали дети и их родители, живущие в микрорайоне. В результате наш музей пополнился многими реликвиями.

На одном из уроков жительница микрорайона эмоционально поделилась со школьниками воспоминаниями о своем «взрослом» детстве, выпавшем на годы войны. Возникла идея проекта «Они дети страшных лет войны». Вот уже на протяжении нескольких лет ребята записывают воспоминания и берут интервью у детей войны. Эти материалы затем транслируются по школьному радио и используются на «музейных» уроках. В настоящее время пресс-центр гимназии готовит к изданию тематический сборник «Они дети страшных лет войны».

Наряду с официальным (паспортизированным) музеем работают в гимназии и Пушкинский научно-культурный центр, а также выставочный зал народной культуры «Из бабушкиного сундучка».

Пушкинский центр является очагом культуры учебного заведения. Здесь проводятся мероприятия не только масштаба гимназии, но также микрорайона и города. В центре работают объединения художественно-эстетической направленности. С 2007 года «пушкинисты» реализуют проекты «Дерзайте, вы талантливы!», «Народная мудрость гласит…», «Страницы истории гимназии», «Культуру общения — красивому городу» и другие. В минувшем учебном году воспитательная система «Пушкинский научно-культурный центр как среда сохранения русских культурных традиций», представленная нашей гимназией, стала победителем областного конкурса.

В выставочном зале «Из бабушкиного сундучка» представлены экспонаты, отражающие культуру и быт родной Белгородчины. Здесь проходят выставки декоративно-прикладного творчества, а также размещаются экспозиции, посвященные Рождеству Христову и Светлому празднику Пасхи.

По моему убеждению, музей — это открытая образовательная система, в которой нет места «обязаловке». Он создает уникальные условия для мотивации познавательной деятельности учащихся, для воспитания нравственно здорового подрастающего поколения.

Г. Заморозова,

директор гимназии №3