Классы раздельного обучения

Новое

Как известно, новое — это хорошо забытое старое. Вот и гендерный подход к обучению школьников не только вновь обсуждается педагогическим сообществом, но и проникает в наши школы. Совместное обучение девочек и мальчиков становится не догмой, а лишь одним из методов образовательной системы.

Да, она долгое время и, надо сказать, весьма успешно функционировала в советское время. Но ведь были и кадетские корпуса для юношей, и пансионаты для девочек в царской России, был и небольшой временной отрезок в сороковые годы прошлого века, когда в нашей стране мальчики и девочки обучались раздельно. В настоящее время все большее распространение в школах страны получает методика Базарного, основой которой является как раз раздельное обучение мальчиков и девочек. А целью — обучение в движении и воспитание патриотов.

После долгой подготовки и изучения этой методики в нескольких школах нашего города были открыты классы для мальчиков и девочек. Средняя общеобразовательная школа № 36 год назад ввела обучение по методике Базарного в двух первых классах. Что же вышло на практике? Об этом мы узнали, побывав во вторых классах с раздельным обучением.

Еще год назад дети, только вышедшие из ворот садика, на уроках были несобранными, быстро уставали, о дисциплине же вообще не думали. Сейчас же, по словам классного руководителя 2 «А» класса Елены Николаевны Алябьевой, девочки стали сплоченным коллективом. К слову сказать, для раздельных классов отбираются учителя высшей педагогической категории и с большим стажем работы.

Не секрет, что мальчики и девочки развиваются по-разному. Девочки более усидчивы, им легко дается зубрежка. Мальчикам же нужен высокий темп работы и соревнования между собой, тогда материал будет усвоен быстро и легко. Спрашивая девчонок-первоклашек, я слышала хоровое «Да-а-а», «Не-е-е-т». А в «мужском» классе я видела лес рук, каждый хотел выказать свое мнение, сказать больше, чем его одноклассник.

— На уроке математики мальчики самостоятельно выбирают вариант решения задачи, часто более рациональный. Девочки же лучше усваивают информацию, когда им известен алгоритм, когда информация уложена в схему. Обычно для них не составляет труда запомнить правило, а затем применять его в подобных типовых ситуациях’, — говорит директор школы О. В. Тучкова.

Ольга Викторовна пояснила, что программа обучения у ребят одинаковая, а подходы разные. Так девочки на ИЗО рисуют мишек и кукол, а мальчишки машины и самолеты.

Розовые обои и цветы — в кабинете у девчонок, различная техника — на стеллажах у мальчиков. Все это помогает формировать личные качества конкретного пола. Парты-конторки, которые я увидела в классах, также являются неотъемлемой частью программы здоровьесбережения методики Базарного. Каждые семь минут урока ребята меняются местами: кто-то садится, а кто-то снимает обувь и становится за парту.

— О конкретных результатах нашего эксперимента говорить пока рано, но могу сказать, что успеваемость детей в сравнении со смешанными классами не ниже, а вот дисциплина на уровень выше, — говорит директор школы.

Перемены, уроки физкультуры, внеклассные мероприятия ученики проводят вместе. Поэтому, объединившись в шестом классе, проблем с привыканием не возникнет.

Однако, несмотря на положительные моменты, раздельное обучение имеет немало противников. Их главный аргумент: разница между полами сильно преувеличена, поэтому разделять детей незачем, а хороших результатов можно добиться и в совместных классах, практикуя индивидуальный подход.

Конечно, пол ребенка определяет многое, но важны и его личностные характеристики. Не все девочки аккуратны и усидчивы, так же, как и не все мальчишки от природы взбалмошны и неряшливы. Самое главное, чтобы у школьников и их родителей была возможность выбора: в каком классе учиться.

Алина Башманова

Фото из архива школы