С началом учебного года школа №21 стала площадкой для нового образовательного эксперимента. Первого сентября здесь открылись два казачьих кадетских класса. Воспитываться в традициях казачества будут 44 школьника — ученики 5 «А» и 7 «А».
Новость о том, что в Белгороде появятся первые казачьи кадетские классы, прозвучала в январе на сборе белгородских казаков. Тогда же было принято решение о разработке городской целевой программы «Воспитание подрастающего поколения на традициях казачества». Из трех школ-претендентов для эксперимента была выбрана одна — 21-я. Педколлективу и руководству школы пришлось начинать с нуля, ведь даже обычных кадетских классов здесь никогда не было.
В конце прошлого учебного года внутри школы объявили набор. Желающих было много, но попасть в казачий кадетский класс оказалось не так-то просто.
— В первую очередь мы учитывали состояние здоровья, ведь ребятам предстоит активно заниматься спортом. Многие срезались на этом. Второй критерий — хорошие успеваемость и поведение: кадеты будут представлять школу на уровне города, — рассказывает заместитель директора школы по воспитательной работе Зинаида Телушкина.
Пришлось поработать и над учебным планом будущих казаков. Вся казачья деятельность проходит в рамках дополнительного образования – во второй половине дня, по два различных занятия в день. В списке предметов — казачий фольклор, история казачества, народные промыслы (у девочек — бисероплетение, работа с соломкой, у мальчиков — резьба по дереву), азбука этикета. Большое внимание уделяется физической подготовке кадетов: рукопашный бой, стрельба, строевая подготовка, конный спорт, занятия в бассейне. А еще для ребят организуют занятия в хоре (специально для этого пригласили солистку казачьего хора), бальные танцы. В планах также экскурсии в казачью станицу, по остаткам Белгородской засечной черты, турпоходы по области и в Крым.
Специализированные предметы будет вести представитель Белгородского городского казачьего общества Центрального казачьего войска Юрий Фатеев, учитель технологии по профессии и казак по убеждению и происхождению. Свою задачу он видит ясно.
— Буду воспитывать патриотов, стараться пробуждать в детях ответственность за малую и большую родину, учить уважать себя и других как личность, — говорит Юрий Алексеевич.
В успешности эксперимента педагог не сомневается, хотя и признает, что будет непросто: «Пока для всех это только экзотика, но постепенно дети впитают казачий дух».
Участники эксперимента — ученики 5 «А» — полны энтузиазма и охотно рассказывают о том, что повлияло на их выбор. У Ани Морозовой дедушка — терский казак. Решение внучки поступить в казачий кадетский класс он сразу одобрил. Маша Солодовникова грезит о работе в полиции, а кадетский класс — первый шаг на пути к этому.
— Хочу пройти армию, а потом служить России и получить какую-нибудь награду, — мечтает Степан Лукъянчук.
Мальчишек особенно привлекает в кадетской программе стрельба и конный спорт. Девчонок не смущает необходимость носить брюки весь год. Наоборот, новенькая форма с двумя буквами «К» на лацканах — предмет их особой гордости.
— Другие классы сначала над нами смеялись, а сейчас привыкли. Некоторые даже признались, что тоже хотят носить такую форму, — рассказывают ребята. — На улице все оборачиваются, говорят: ух ты, какая форма красивая.
В общем, впечатления у школьников самые радужные, они искренне довольны своим новым положением. Классный руководитель пятиклассников Светлана Романова также преисполнена оптимизма. Поскольку она преподает основы православной культуры, а казаки исповедуют православие, было принято решение отдать новоиспеченных кадетов именно ей.
— Эту новость я восприняла с некоторым волнением, потому что это все новое для меня. Но когда первого сентября ребята пришли в форме, с аксельбантами, нарядные, я успокоилась. Заметно, что форма дисциплинирует ребят, они даже в столовую строем ходят. Я думаю, что эти дети станут всесторонне развитыми личностями, учитывая их программу, и мне это нравится, — делится Светлана Геннадьевна.
Впрочем, реализация эксперимента не обошлась и без проблем — материальных. Комплект обычной формы стоил родителям три тысячи рублей, а предстоит купить еще и парадный — он в два раза дороже. Довольно большая сумма, с учетом того, что многие дети растут в неполных семьях, шесть ребят — из многодетных семей. Несмотря на то, что звучала идея предложить белгородским казакам взять на попечение кадетов и помочь им с приобретением формы, обмундирование ребята все же покупают сами. В итоге родители кадетов и педагоги ждут помощи от города или спонсоров — возможно, найдутся желающие принять участие в судьбе будущих казаков.