За современной отделкой дома по улице Преображенской, 80 скрывается его истинный возраст. А ведь это одно из самых старых сохранившихся зданий Белгорода, которому в следующем году исполнится 190 лет.
Народное училище
После утверждения императрицей Екатериной ІІ в 1768 году нового плана Белгорода только к концу XVІІІ века начинается застройка северной его окраины — современной улицы Преображенской. На северо-западном углу перекрестка современных улиц Танкиста Попова и Преображенской одним из первых был построен каменный двухэтажный корпус присутственных мест — главное здание городского государственного управления. Появление каменных построек после пожара 1766 года сформировало новый архитектурный облик города. В центральной его части, где жили обеспеченные горожане, наиболее распространенным стал широко использованный тип двухэтажного каменного дома. Именно такими домами в основном были застроены главные улицы нашего города.
Рядом со зданием присутственных мест, согласно плану города начала XVІІІ века, с западной его стороны располагалось народное училище. Народные училища, первые светские учебные заведения, стали учреждаться повсеместно в России по указу Екатерины II. Они устраивались на австрийский лад и фактически являлись начальными школами для обучения чтению, письму, арифметике, то есть началам грамотности. В 1786 году был разработан «Устав народных училищ», в основе которого лежало признание народного образования делом государственным. В губернских городах открывались главные народные училища с четырехлетним сроком обучения, в уездных — малые народные училища с двухлетним. Точная дата открытия в Белгороде народного училища не установлена, но сохранились рапорта учителей Белгородского народного училища «Об учениках и успехах» за 1793 год, согласно которым училище являлось двухлетним и имело всего два класса. Состав воспитанников был всесословным — здесь обучались дети купеческие, мещанские, военные, крестьянские, священнослужителей и крепостных. Мальчики и девочки учились вместе, так, среди 24 учеников первого класса числились две девочки — дочь подпоручика и дочь крепостного. Смотрителем училища был купец Петр Бочеров, учителем первого класса — Иван Васильев, учителем второго — Григорий Гриценков. Содержалось народное училище местной городской думой.
В 1803 году было издано новое положение об устройстве учебных заведений в России, образовательная реформа предполагала три ступени обучения: приходское училище — уездное училище — гимназия, с полным прохождением всех ступеней семь лет. Вместо малых народных училищ учреждались два разряда низших училищ: двухклассные уездные и одноклассные приходские. В ноябре 1804 года был принят Устав учебных заведений, по которому уездные училища получили двоякий характер: по отношению к приходским они представляли народное училище с курсом, составлявшим продолжение приходского училища, с другой стороны — оно должно было служить подготовительным заведением для гимназии. Предметы преподавания — катехизис, Священное писание, российская грамматика и грамматика местного языка (где употребляется другой язык), чистописание, правописание, история российская и всеобщая краткая, арифметика, начальные правила геометрии, краткая всеобщая география и описание Российского государства, первые начала физики и рисование.
Малое народное училище, согласно новому положению, в Белгороде было преобразовано в уездное училище. В 1811 году городским купеческим обществом для его размещения был приобретен двухэтажный каменный дом у коллежской советницы Аграфены Леонтьевой за двенадцать тысяч рублей.
Учебное заведение низшей ступени — приходское училище, располагалось в частном доме, находясь «в дальнем расстоянии от уездного училища. Через что встречались разные неудобства в ближайшем за ним надзоре и немаловажные препятствия в лучшем его помещении». В Российском государственном историческом архиве хранится документ, в котором говорится, что в 1823 году почетный смотритель Белгородского уездного училища полковник Борщов Михаил Андреевич изъявил желание «при доме уездного училища выстроить каменный двухэтажный корпус, в нижнем этаже которого предназначаемо было поместить приходское училище, а в верхнем устроить залу для экзаменов, так как оной при уездном училище не было». Кроме этого, он обязался исправить некоторые повреждения в доме уездного училища.
По окончании строительства здания и ремонта для осмотра был направлен профессор Харьковского университета Васильев, который вместе с белгородским городничим и городским главой оценил объем выполненных работ на сумму десять тысяч рублей. Это был значительный вклад в пользу училища, поэтому попечитель Харьковского учебного округа, действительный статский советник Е. Корнеев в феврале 1825 года направил ходатайство в Министерство народного просвещения о награждении полковника М.А. Борщова орденом Святой Анны ІІ степени.
Почетный смотритель Борщов
Михаил Андреевич Борщов начал свою карьеру в 1776 году рядовым сержантом Преображенского полка. С 1785 года он в офицерской должности капитана допущен к статским делам. В 1794 году был определен в провиантский штат обер-провиантмейстером, а из него перемещен в первый Чугуевский регулярный полк с повышением в звание премьер-майора. С 1796 по 1797 годы в составе экспедиционного корпуса под командованием генерала В.А. Зубова участвовал в знаменитом Персидском походе. Звание подполковника он получил в 1798-м, а в 1799 году — полковника, став полковым командиром. С 1802 года командовал Мариупольским гусарским полком, по прошению в 1803 году из-за болезни был уволен со службы с правом ношения мундира.
В 1823 году Михаил Андреевич получает звание почетного смотрителя Белгородского уездного училища, к этому времени он награжден орденом Святого Владимира, отец троих сыновей и шестерых дочерей. В его имении, селе Долбино, в собственности числятся 240 душ крестьян мужского пола. В 1807-1823 годы он шесть раз избирается предводителем уездного дворянства, должность которого была особо почетной и ответственной, являясь, по сути, главой уезда. Звание почетного смотрителя уездных училищ было установлено указом от 26 августа 1811 года «для доставления тем более пользы училищам при соединенном надзоре за ними почетнейших из дворян, которые и по увольнении своем из службы могут еще употребить себя на способствование просвещению народному», что соответствовало полковнику Борщову.
Белгородские дворяне Борщовы — потомственные военные, оставившие заметный след как в истории родного края, так и страны. Старший сын Михаила Андреевича — Андриан Михайлович, 1800 года рождения, дослужился до звания генерал-лейтенанта и был награжден в 1840 году орденом Святого Георгия ІV степени. Внук — Воин Андрианович, окончил Пажеский корпус, в звании поручика вышел в отставку по болезни, неоднократно избирался предводителем уездного дворянства, отмечен орденами Святой Анны ІІ степени и Владимира ІІІ и ІV степеней. Продолжая семейные традиции, был попечителем белгородских учебных заведений в конце XІX века. Правнук — Андриан Воинович, штаб-капитан, в 1917 году награжден орденом Святого Георгия ІV степени.
А с описанным выше ходатайством о представлении полковника М.А. Борщова к ордену Святой Анны ІІ степени вышла интересная история. Дело в том, что спустя два месяца после подачи ходатайства полковнику Борщову был пожалован названный орден, но за безупречную службу — как судье, в числе прочих чиновников Курской губернии. В связи с этим министр духовных дел и народного просвещения Александр Шишков писал: «О представлении мне не было известно и посему полковник Борщов награжден сим орденом вдвойне, то я, возвращая при сем Высочайший Указ, данный в 1-й день июня, покорнейше прошу Комитет г.г. министров исходатайствовать полковнику Борщову по званию Почетного Смотрителя алмазные знаки Ордена Св. Анны II-й степени».
Алмазные знаки ордена Святой Анны были пожалованы полковнику М.А. Борщову указом императора Александра I
в июне 1825 года.
Заключение
Дом, построенный Михаилом Андреевичем Борщовым и подаренный городу, уже на протяжении двух веков неразрывно связан с народным образованием. Видимо, не случайно рядом с ним в 1879 году на старом месте здания присутственных мест была построена мужская гимназия.
Белгородское уездное училище до 1838 года носило статус двух-, а затем трехклассного. По положению 1872 года уездные училища постепенно должны были быть преобразованы в городские. Цель их — обеспечить законченное общее элементарное образование и дать те сведения, которые могут быть наиболее полезны в практической жизни. Курс обучения составлял шесть лет и содержал десять предметов. Преобразования начались с 1874 года, но даже через десять лет только 184 уездных училища из 402, существовавших в России, были переведены в новый статус. В Белгороде же уездное училище стало городским четырехклассным только с 1 июля 1902 года. В путеводителе по Белгороду, выпущенном в 1911 году И. Кулегаевым, сообщается, что здание училища отремонтировано в 1901-1902 годах, плата за обучение составляет семь рублей в год, а учащихся в нем — до 200 человек.
После революции 1917 года в этом здании также размещались различные учебные заведения. В 1953-1958 годах в нем находились школа №9, а затем институт усовершенствования учителей, областной Дом пионеров. В настоящее время в здании располагается управление образования области.