Автономный детский сад — путь к самостоятельности

Августовкий педсовет: Дошкольное образование

За сорок лет в детском саду №42 сложилось немало замечательных традиций в воспитании детей. Он рассчитан на 110 детей, работают шесть групп. Компактность детского сада, небольшая численность детей и персонала, тепло и забота сотрудников создают атмосферу домашнего уюта и черты семейного воспитания.

Чтобы учреждение развивалось и соответствовало требованиям времени, я, как руководитель, считаю необходимым использовать в работе инновации.

Перспективой деятельности нашего детского сада на ближайший период вижу его функционирование в режиме автономии, повышение уровня профессионализма как собственного, так и педагогов и сотрудников, сохранение и расширение команды единомышленников.

С января нынешнего года наш детский сад стал муниципальным автономным дошкольным образовательным учреждением. В чем главное отличие его от обычного детского сада?

Во-первых, автономное учреждение имеет гораздо больше возможностей и самостоятельности в хозяйственной и образовательной деятельности. Эти возможности закреплены законами Российской Федерации и содержатся в уставе детского сада. Финансирование осуществляется на нормативной основе. Положительным моментом является то, что руководитель вправе самостоятельно определять, на какие нужды прежде всего необходимо направить денежные средства, есть возможность оперативно решать неотложные финансовые вопросы. Повышается также мобильность финансовых потоков. Например, сегодня выписали счет, сегодня же его оплатили, а завтра уже получаем товар или услугу. Быстро решаются вопросы по содержанию имущества, учреждение вправе самостоятельно заключать договоры с поставщиками продуктов, услуг, минуя процедуру муниципальных торгов. При этом все расходы учреждения находятся под контролем муниципалитета, учредителя.

Во-вторых, как руководитель автономного дошкольного учреждения, я могу самостоятельно изменять штатное расписание в пределах фонда оплаты труда с учетом потребностей в определенных должностях, разрабатывать эффективный и, самое главное, финансово обеспеченный механизм материального стимулирования работников за счет оптимизации фонда оплаты труда.

В-третьих, мы начали внедрять дополнительные платные услуги, не связанные непосредственно с образованием детей. Так, наш детский сад готовит пищу для детей, посещающих частные детские сады. Заработанные средства направляются на повышение зарплаты наших сотрудников, а также на улучшение условий образовательного процесса.

К числу рисков и проблем при функционировании в режиме автономии я отнесла бы незавершенность процесса нормативно-правовой регламентации целого ряда условий создания и функционирования автономных учреждений. Многие вопросы сегодня отрабатываются в экспериментальном порядке по мере возникновения проблем. К тому же размер субсидии покрывает только часть стоимости содержания детей и функционирования учреждения. Поэтому его развитие обеспечивается только за счет внебюджетных средств, большую часть которых составляют добровольные пожертвования родителей. От чего очень хотелось бы уйти.

В детском саду начали внедрять дополнительные платные образовательные услуги. Но уже столкнулись с проблемой нехватки помещений: мы ограничены малым количеством площадей — нет места, где педагоги могли бы оказывать услуги. К тому же нас по рукам связывают требования СанПин, которые строго регламентируют ежедневную нагрузку по всем видам детской деятельности.

И все же, несмотря на трудности и проблемы, переход в автономию повышает ответственность руководителя как распорядителя финансовых средств и поставщика услуг образовательного учреждения. Конечно, есть риск «новизны», ведь автономное дошкольное учреждение — новая разновидность юридических лиц, поэтому правовое регулирование его статуса в настоящий момент характеризуется рядом пробелов и противоречий. Но все же наш коллектив за автономию! Мы не жалеем о переходе в новый статус, несмотря ни на какие трудности! Мы за самостоятельность, готовы к большему и уверены в себе!

Н. Сергеева,
заведующая детским садом №42 «Берёзка»

Наша справка:
В настоящее время в Белгороде автономными являются четыре детских сада — №№2, 42, 74, 78, готовятся документы ещё в трёх — 66, 69 и 87-м.

Exit mobile version