На очередном заседании по реализации программы проекта Белгородская интеллектуально-инновационная система (БИИС) рассмотрели ситуацию с дефицитом парковочных мест в областном центре. Проработать эту актуальную для города проблему с привлечением ученых и представителей бизнеса рекомендовал первый заместитель губернатора Валерий Сергачев. «Следующий год объявлен на Белгородчине «Годом парковок». Для его успешного проведения необходимо должным образом подготовиться», —- отметила заместитель мэра по экономическому развитию Лариса Гончарова.
Мнение ученых
С результатами исследования загруженности улично-дорожной сети Белгорода, проведенного учеными БГТУ имени В.Г. Шухова, ознакомил доцент Алексей Боровской. В рабочие дни в городе вне установленных зон припаркованы до десяти тысяч автомобилей. Значительная часть из них — на Харьковской горе. При этом надо учитывать, что количество автомобилей в собственности белгородцев из года в год увеличивается на несколько тысяч.
Ежедневно в областной центр въезжает до 30 тысяч машин. Сократить дефицит мест на стоянках можно за счет создания перехватывающих парковок на въезде в город, где водители оставляли бы своих «железных коней» и пересаживались на общественный транспорт. Однако, согласно данным проведенного опроса, готов это сделать лишь каждый шестой владелец авто. Подавляющее большинство водителей предпочитают оставлять свою машину не далее чем за несколько сотен метров от того места, куда направляются.
Центральная часть Белгорода весьма компактна. Здесь размещены как административные здания, так и многочисленные торговые центры. Организация одностороннего движения по улицам, увы, проблему стоянок не решила. Автомобили, как правило, стоят по обеим крайним полосам, чем значительно затрудняют движение общественному транспорта.
Сейчас в центре города не хватает ориентировочно 6 тысяч машиномест. Рационально было бы вынести отсюда крупные торговые комплексы на периферию, где достаточно места для создания обширных парковок для покупателей. Вот только как это реализовать на практике?
Второй вопрос: если под все авто выделить соответствующие места для стоянки, то какую суммарную площадь они займут? Как следует из зарубежного опыта, при организации парковок в один уровень на них уходит до трети всей территории города. Выход в строительстве многоуровневых стоянок для машин. Причем удельная площадь в 6 кв. м, полагающаяся на один легковой автомобиль, достигается лишь при строительстве паркингов не менее чем в пять уровней.
По признанию ученых, пока белгородцы к многоуровневым паркингам относятся с прохладцей. Дескать, неудобный заезд, плохой обзор, накладно по деньгам и прочее. Хотя, возможно, у местных водителей просто не хватает материального стимула и должной культуры. Сейчас машину можно поставить где угодно и как угодно, особо не опасаясь, что за это оштрафуют. Эвакуаторы и блокираторы могли бы сыграть свою весомую роль. Однако пока в областном центре эти воспитательные меры к владельцам авто не применяются. К слову, недоработки ГИБДД и муниципальной стражи в наведении порядка с парковкой машин в Белгороде отметили не только ученые, но и другие участники заседания.
С точки зрения бизнеса
В Белгороде в настоящее время работает несколько многоуровневых парковок. Перед тем, как делать на них ставку, разумно выслушать мнение людей, которые работают в этом бизнесе.
Генеральный директор ЗАО «Автопаркинг «Центральный» Дмитрий Жарко рассказал, что его предприятие выживает в значительной мере благодаря сдаче в аренду двух первых этажей сооружения коммерческим структурам. Несмотря на то, что многоуровневый паркинг на пятьсот машиномест находится «на бойком месте» (пересечение ул. Преображенской и ул. Попова), ныне средняя его заполняемость не превышает 15 процентов. Касательно расценок: 1 час стоянки в паркинге — 20 рублей, 4 часа — 90 рублей, месяц – 2,7 тыс. рублей. Для тех, кто ежедневно приезжает в центр на работу, а по вечерам отправляется домой, предлагается тариф – полторы тысячи рублей в месяц. Покупатели «Техносилы», «РЭТ» и еще нескольких соседних магазинов, сделавшие покупку свыше установленной суммы, за стоянку во время шопинга не платят. Однако, даже при таких льготных условиях, желающих воспользоваться услугами многоуровневой парковки немного. По мнению Дмитрия Викторовича, решить проблему без содействия мэрии и ГИБДД вряд ли удастся. Не обойтись и без широкой пропаганды соблюдения правил парковки, детально прописанных в ПДД.
Аналогичного мнения придерживается и исполнительный директор автопаркинга «Владимирский» Владимир Кощавка. Низкая рентабельность предприятия приводит к тому, что срок окупаемости многоярусной стоянки составляет немало лет. При таких условиях представителям частного бизнеса сейчас невыгодно вкладывать деньги в подобные проекты. По мнению Виктора Андреевича, муниципалитет должен создать фонд, в который все торговые центры отчисляли бы средства за парковку авто их покупателей. Размер отчислений может определяться в зависимости от объемов товарооборота.
Мало построить современный многоуровневый паркинг. Его необходимо содержать и должным образом обслуживать. Виктор Андреевич поддержал мнение своего коллеги, что решить проблему наполняемости автопаркингов без содействия мэрии и сотрудников ГИБДД вряд ли удастся.
О готовности участия бизнеса в решении проблемы дефицита стоянок рассказала начальник сектора торговли отдела потребительского рынка Елена Елисеева. По ее словам, уже достигнуто соглашение с четырьмя хозяйствующими субъектами на строительство парковок. За счет этих средств планируется до 1 октября построить дополнительно парковки на двести автомобилей. Скажем прямо: немного, но лиха беда – начало!
Подход строителей
У представителей строительной отрасли подход деловой и прагматичный: было бы место и финансирование — сделают качественно и в срок.
Заместитель начальника управления реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и капитальному ремонту Артем Алексеев сообщил, что до конца текущего года планируется ввести в строй 16 объектов более чем на 3,5 тысячи машиномест, из которых около тысячи приходится на погашение существующего ныне дефицита.
Главный инженер МКУ УКС городской администрации Юрий Парамонов констатировал: сейчас в Белгороде не хватает мест для парковки 20,8 тысячи автомобилей. Причем в центральной части города дефицит составляет 4,3 тысячи, а на Харьковской горе — 9,7 тысячи машиномест. До конца года будут построены стоянки для 960 автомобилей, что обойдется в 18, 4 млн. рублей. Из их числа около четырехсот будут находиться на дворовых территориях. Сейчас завершается мониторинг всех дворовых территорий города. По мнению специалистов, на 90% из них невозможно строить даже одноуровневые парковки.
Генеральный директор ООО «Белгороддорстрой» Мадат Дарчинян отметил, что научные изыскания – дело полезное, но сейчас геометрия стоянок определяется не столько нормативами, сколько фактическими возможностями. При этом хоть на одно машиноместо, хоть на десять — число необходимых согласований одинаково. Рационально кооперироваться и строить большие парковки.
О перспективах строительства кооперативных парковок на дворовых и межквартальных территориях, обслуживаемых управляющими компаниями и ТСЖ, рассказала начальник отдела жилищного хозяйства Тамара Кизилова. В ходе обследования Белгорода выявлено 36 территорий, подходящих для строительства кооперативных стоянок. По 17 из них архитектурой уже выполнены схемы размещения. В настоящее время в городе уже зарегистрирован один парковочный кооператив. Определены ориентировочные сметы на строительство таких стоянок. Так, создание парковки на 10 машиномест обойдется членам кооператива в 254 тысячи рублей. При этом необходимо, чтобы две трети членов ТСЖ дали свое согласие на обустройство во дворе коллективной стоянки. Тамара Михайловна также отметила, что для развития этого начинания депутатам горсовета необходимо пересмотреть срок, на который участок земли может быть выделен под автостоянку. В настоящее время он составляет всего пять лет. Это явно не стимулирует граждан вступать в парковочный кооператив.
Вместо послесловия
Участники заседания сошлись во мнении, что будущее — за многоуровневыми паркингами. Это доказывает и мировой опыт. Строиться они должны преимущественно за счет частного бизнеса и средств пайщиков кооперативов. Касательно роли городских властей, то их главная задача — создать условия, когда строительство паркингов станет делом выгодным, когда многоуровневые стоянки не будут простаивать пустыми.