Страницы истории нашей
Напротив городской управы на улице Императора Николая II находилось старинное двухэтажное здание. Это был один из первых немых кинематографов на Белгородчине «Иллюзион», или, как его чаще называли, «Иллюзия». Сам кинематограф размещался на первом этаже, а на втором находился клуб военного собрания.
После поражения первой русской революции в «Иллюзии» тайно собирались члены Белгородской организации РСДРП. 9 апреля 1910 года начальник юго-восточного охранного отделения в Харькове сообщал в департамент полиции: «В Белгороде все явки социалдемократической организации сосредоточены в кинематографе «Иллюзион», содержимом неким Фёдоровым, там участвуют машинисты, рассчитанные за участие в забастовке 1905 года, и акушерка Кангелари…»
В 1917 году на втором этаже «Иллюзии» проходили совместные заседания большевиков и меньшевиков, входивших в объединенную партию РСДРП. Потом большевики отделились от меньшевиков и ушли в здание напротив, бывшую городскую управу, а меньшевики остались в «Иллюзии». В годы советской власти на втором этаже некоторое время находился также Дом пионеров, а потом Дом политпросвещения. После Октябрьской революции все кинематографы в городе были национализированы. На особом положении оставались только два – «Иллюзия» и «Орион». «Иллюзия» была передана в распоряжение товарищества Кангелари, а «Орион» – С.И. Угарову. Уроженка Белгорода А. Малышева-Березуцкая вспоминала: «Взрослые часто ходили в кино – «Иллюзию», как тогда назывался будущий кинотеатр «Челюскин». Тогда царил «Великий немой». Шли картины с участием Веры Холодной, Мозжухина, Эггерта, Лиа де Путти. Все увлекались собиранием открыток с портретами этих актёров. Шли интересные детские фильмы: «Без семьи», «Ночной крик».
В 1934 году кинематограф стал называться кинотеатром «Челюскин» – в память о героическом пароходе, затонувшем в Беринговом проливе. 16 февраля 1935 года в единственном в то время в Белгороде кинотеатре впервые демонстрировался звуковой фильм, посвященный С.М. Кирову. С 23 февраля начался показ звукового художественного фильма «Чапаев», имевшего большой успех у зрителей. В 1939 году на экране «Челюскина» в течение всего года шли полюбившиеся белгородцам художественные фильмы: «Пётр Первый», «Детство Горького», «В людях», «Танкисты», «Трактористы», «Марсельеза», «Руслан и Людмила», «Золотой ключик» и другие. Уже в августе 1941 года в кинотеатре демонстрировался кинофильм «Если завтра война». Во время Великой Отечественной войны кинотеатр был сильно повреждён, но менее чем через месяц после освобождения Белгорода восстановлен, и 31 августа 1943 года белгородцы уже смотрели в нём новый художественный фильм «Парень из нашего города».
В адрес администрации кинотеатра «Челюскин» не раз поступали жалобы от населения на санитарное состояние и низкую культуру обслуживания. И всё же, несмотря на неустроенность, белгородцы любили свой единственный кинотеатр и отзывались о нём чаще с теплотой.
21 июля 1960 года горисполком вынес решение: «Закрыть кинотеатр «Челюскин» и расположенный в нём Дом политпросвешения ввиду аварийного состояния здания». Однако ломать его тогда не стали. После обследования специалистами «Белоблпроекта» был сделан вывод, что здание подлежит ремонту и при устранении повреждений может быть использовано в дальнейшем. Его передали учебно-консультативному пункту Всесоюзного заочного инженерно-технического института, которому и было поручено произвести ремонт здания. Но стать учебным заведением «Челюскину» не пришлось. Сначала на территории на углу улиц Красина и Ленина было решено построить областную библиотеку на 500 тысяч томов. Отвод участка было решено произвести за счёт сноса кинотеатра «Челюскин» и трёх прилегавших к нему домовладений. Судьба любимого белгородцами «Челюскина» была решена. Дом, который мог бы стать памятником истории, культуры и архитектуры, был снесён.
В начале ХХ столетия в Белгороде имелось четыре немых кинематографа: «Иллюзион», «Эрмитаж», «Орион» и «Биограф Пате». Все они размещались на улице Императора Николая II. Во время НЭПа на улице Гражданской появился кинотеатр «Ампир», а несколько позже – «Красная звезда», «1-е Мая» и кино миниатюр на улице Ленина. Смотреть кино ходили все белгородцы: и дети, и молодёжь, и старики. Правда, одной категории молодых людей путь в кинотеатры однажды оказался закрыт. Постановлением общих собраний ячеек РКСМ, принятым в октябре 1922 года, комсомольцам было запрещено посещать кинотеатры. Но, несмотря на постановление, они всё же ухитрялись это делать.
Были и недовольные работой зрелищных учреждений. Особенно много претензий имелось к кинотеатру «Красная звезда». Один кинолюбитель жаловался: «Люди, весь день проработавшие на предприятии или в учреждении, не могут стоять в очереди за билетами в кинотеатре «Красная звезда». Другой рабочий вторил ему: «Кинотеатр «Красная звезда» стал не совсем доступен рабочим. Постоянно он бывает переполнен чуждой публикой, создающей большие очереди. Рабочие и служащие не успевают вовремя купить билеты, потому что когда они приходят с работы, им нужно и пообедать и отдохнуть. Пока соберёшься в кино, а там билеты уже распроданы».
Александр Крупенков,
член Союза писателей России
Печатается с сокращениями