Ежедневно десятки тысяч белгородцев пользуются услугами общественного транспорта. О ситуации в этой сфере городского хозяйства и ее перспективах на будущее рассказывает начальник департамента городского хозяйства Алексей Варыпаев.
— Алексей Вячеславович, расскажите, пожалуйста, как в настоящее время в Белгороде организована система пассажирских перевозок.
— В областном центре перевозки осуществляются с учетом схемы транспортных зон Белгородской агломерации. Она сформирована на основании разработок Харьковской национальной академии городского хозяйства и с учетом концепции развития городского и пригородного транспорта, подготовленной министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь.
Маршрутная сеть Белгорода в настоящее время включает в себя 110 автобусных и 11 троллейбусных маршрутов. Причем 38 автобусных маршрутов — городские, остальные относятся к пригородному и сезонному сообщению. На маршрутах для перевозки пассажиров задействовано 1024 транспортных средства. Подавляющее большинство автобусов (728) имеет вместимость 45 мест. Машин большой вместимости сейчас в Белгороде всего девяносто. Кроме того, в городе 82 троллейбуса, в том числе — один учебный.
Ежедневно услугами общественного транспорта в Белгородской агломерации пользуются до трехсот тысяч граждан. Для улучшения их обслуживания необходимо увеличить количество автобусов большой вместимости как минимум до 215 машин.
— Какие меры предпринимаются городскими властями для оптимизации количества автобусов на маршрутах, в том числе с учетом часа пик?
— Департаментом городского хозяйства разработан и успешно реализуется проект «Совершенствование организации пассажирских перевозок в Белгородской агломерации».
В рамках его реализации произведена оптимизация маршрутной сети. В октябре прошлого года был проведен конкурс на транспортное обслуживание пассажиров по регулярным муниципальным маршрутам городского и пригородного сообщения. В условиях конкурса учтены требования, которые позволяют увеличить эффективность работы пассажирского транспорта в часы пик.
Городской администрацией запланировано задействовать на маршрутах 610 автобусов, из которых 215 машин большой вместимости и около трехсот — вместимостью до 45 мест. В частности, на городских маршрутах будут работать 159 автобусов большой вместимости.
— Алексей Вячеславович, как Вы оцениваете техническое состояние подвижного состава. Планируется ли его обновление?
— Безусловно, подвижный состав, который сейчас используется для перевозки пассажиров, требует кардинального обновления. Уже в этом году планируется приобрести для муниципального парка 76 комфортабельных автобусов большой вместимости и тридцать новых троллейбусов. Организации, выигравшие конкурс и заключившие с мэрией договоры на перевозку пассажиров, также намерены закупить около шестидесяти автобусов большой вместимости.
— Только обновлением подвижного состава всех проблем не решить. Предпринимаются ли шаги по улучшению системы организации пассажирских перевозок? Планируется ли внедрение в этой сфере каких-либо инновационных проектов?
— Проект «Совершенствование организации пассажирских перевозок в Белгородской агломерации» предусматривает создание центральной диспетчерской службы и оборудование автобусов и троллейбусов системой спутниковой навигации ГЛОНАСС. В транспортных предприятиях при этом будут созданы автоматизированные рабочие места, связанные с центральной диспетчерской службой. Это позволит в режиме реального времени контролировать графика движения машин, их наполняемость и оплату проезда. В салоне будет автоматическое звуковое оповещение названий остановок, а также возможность при необходимости связаться с полицией. Кроме того, мэрия рассматривает возможность оснастить ряд остановок общественного транспорта электронно-информационным табло, на котором будет представлено расписание движения автобусов и троллейбусов.
— Алексей Вячеславович, с 1 апреля в Белгороде введен Кодекс водителя общественного транспорта. Как показывает опрос горожан, отношение к нему неоднозначное. Каково Ваше мнение по этому поводу?
— Кодекс был разработан на основании ГОСТа 51825-2001 «Услуги пассажирского автомобильного транспорта», так что ничего новаторского в нем нет. Он содержит нормы и требования к водительскому составу при работе на маршруте. Основные из них: опрятный внешний вид и надлежащая форма одежды, исключение курения и сквернословия в салоне, культурное и вежливое обращение к пассажирам. Разве могут быть против этого какие-либо возражения?!
— Качество пассажирских перевозок неотъемлемо связано с безопасностью движения.
Изменилось ли в Белгороде с начала года количество ДТП с участием общественного транспорта?
— Число ДТП с участием автобусов и троллейбусов с начала года, по сравнению с аналогичным периодом 2011 года, сократилось более чем вдвое – с восьми до трех. Этому способствовал постоянный контроль сотрудников УМВД ГИБДД по Белгороду соблюдения водителями общественного транспорта правил дорожного движения. Сыграли свою положительную роль и ежемесячные плановые проверки соблюдения перевозчиками требований законов «О безопасности дорожного движения» и «Об организации транспортного обслуживания населения на территории Белгородской области». В их проведении участвуют мобильные группы, в состав которых входят представители мэрии, сотрудники управления государственного автодорожного надзора и муниципальной стражи.
— Алексей Вячеславович, с какими жалобами чаще обращаются горожане в отдел по организации транспортного обслуживания населения?
— Из анализа обращений следует, что наиболее часто заявления поступают от жителей строящихся жилых массивов. Там отсутствуют условия для безопасной перевозки пассажиров (не введены в эксплуатацию дороги) и не сформировался стабильный пассажиропоток.
Другим наболевшим вопросом являются заторы на улицах областного центра. Вызваны они большим количеством легковых машин и низкой культурой их водителей. Зачастую водители личного автотранспорта не считают нужным предоставлять приоритет в движении общественному транспорту. Это значительно затрудняет движение автобусов и троллейбусов. Происходит сбой графика движения и, как следствие, горожане пишут жалобы на качество предоставляемых общественным транспортом услуг.