В этом году российским железным дорогам исполнилось 175 лет. В 1837 году в России появились первые 26 километров железных дорог. С тех пор проложено более 85 тысяч километров путей, которые навсегда изменили облик нашей страны. Появление железных дорог — это огромный прорыв в развитии государства. За всё это время в это транспортное средство вносили разные новшества и изменения. Мы бы хотели рассказать об истории Белгородского отделения Российских железных дорог.
Регулярное движение поездов от Курска через Белгород до Харькова было открыто 6 июля 1869 года. Именно с этой даты, когда на станцию Белгород прибыл первый поезд, и начинается история Белгородского отделения. Значение Белгорода как железнодорожного узла необычайно возросло в конце девятнадцатого века, после завершения строительства Курско-Харьковско-Азовской железной дороги. С 1907 года уже Южная железная дорога играла огромную роль в экономике России, а станция Белгород пропускала более 26 тысяч поездов в год. Как структурное подразделение в составе Южной железной дороги Белгородское отделение было создано 4 октября 1946 года, а в марте 1992-го перешло в состав Юго-Восточной магистрали.
За несколько последних лет, благодаря проводимым ОАО «РЖД» программам обновления инфраструктуры, Белгородское отделение превратилось в мощный, надежный транспортный комплекс. Объединяет он 26 линейных предприятий, 56 станций (47 открыты для грузовой работы), 864 километра магистральных и более тысячи подъездных путей, из которых 69 процентов участков двухпутные, 41 процент электрифицированы, 82 процента — оборудованы автоблокировкой и электрической централизацией. Она оснащена современными средствами связи, информационными системами управления движением поездов, ресурсосберегающими технологиями.
Годовой объем погрузки составляет более 43 миллионов тонн. Отделение обслуживает 330 предприятий семнадцати городов и районов Белгородской и Курской областей. Ежесуточно на отделении грузится 1800 вагонов.
На сегодняшний день Бел-городское отделение решает две стратегические задачи: первая — совершенствование качества и повышение объемов экспортно-импортных перевозок в Украину через пограничные станции, вторая — обеспечение стабильности и последовательного социально-экономического развития Белгородской области.
Каждая пятая тонна грузов в Центральном федеральном округе и каждая двадцать пятая в России — белгородские, поэтому работа Белгородского отделения, где зарождаются основные грузовые потоки, является индикатором благополучия региона. Вклад коллектива в развитие экономики Белгородчины трудно переоценить, если учесть, что наша небольшая по размерам область дает около четырех процентов общей погрузки в стране.
Для улучшения качества обслуживания пассажиров, создания для них комфортных условий в Белгородской дирекции по обслуживанию пассажиров введены в обращение два фирменных поезда: «Белогорье» №72-71 Белгород-Москва и «Приосколье» №58-57 Старый Оскол-Москва.
В пригородном сообщении введены в обращение два скоростных электропоезда повышенной комфортности сообщением Белгород-Курск и Белгород-Харьков «Белогорье» и «Князь Владимир». Составы оборудованы мягкими сиденьями и тонированными стеклами, в вагонах первого и второго класса имеются цветные телевизоры и видеомагнитофоны. Открыты и постоянно расширяют перечень предоставляемых услуг сервис-центры на вокзалах Белгород и Старый Оскол. Для обеспечения безопасности пассажиров на вокзалах Белгород, Старый Оскол и Валуйки установлены системы видеонаблюдения. На перспективу намечено расширение комплекса и объема оказываемых услуг по перевозке грузов с учетом особенностей и интересов Белгородской области.