«Заставляю дрожать отважного»

В этом году исполняется 315 лет формирования Белгородского пехотного полка



10 июля 1709 года состоялась Полтавская битва

На пересечении улицы Белгородского полка с Народным бульваром, на против филармонии, находится одна из достопримечательностей нашего города — камень весом в десять тонн с прикрепленным к нему бронзовым медальоном. Памятный знак установлен в год 300-летия Полтавской битвы в честь белгородских воинов, внесших большую лепту в эту победу русской армии, и символизирует одно из наиболее значимых событий в истории не только нашего региона, но и России.

Конец шведскому господству

Полтавская битва стала переломным моментом в затянувшейся Северной войне (1700-1721 гг.) России со Швецией за возвращение исконно русских земель и выход к Балтийскому морю. Весной 1709 года шведский король Карл XII, находясь со своей армией в Малороссии, возобновил наступление на Москву — на сей раз через Харьков и Белгород. Ключевым городом в его новом плане стала Полтава. Там российский император Петр I и решил дать шведам генеральное сражение.

Вечером 8 июля (25 июня) русская армия перешла к оврагу в районе деревни Яковцы, в пяти километрах от Полтавы, и устроила укрепленный лагерь со специальными редутами.

Это полевые четырехугольные земляные укрепления, расположенные друг от друга примерно в двухстах шагах. На открытом пространстве, до полутора километров, окружен ном лесом, было построено шесть редутов в линию и четыре — перпендикулярно линии первых шести, из них два не были полностью завершены. Редуты заняли два батальона Белгородского пехотного полка (весь полк состоял из восьми батальонов) полковника Саввы Васильевича Айгустова под командой подполковников Неклюдова и Нечаева. Артиллерия редутов составляла 16 орудий. Позади укреплений, в перелеске, находились 17 кавалерийских полков под командованием князя А.Д. Меншикова. Всего в битве со стороны русских участвовало до 42 тысяч человек, располагавших 72 орудиями, со стороны шведов — до 30 тысяч человек.

Уже на самом первом этапе битвы состоялся бой русской конницы и Белгородского пехотного полка со шведами на передовой позиции. Десятого июля, в три часа, начался бой у редутов с ожесточенными атаками с обеих сторон. Отбрасываемые русскими войсками шведские конные полки, поддерживаемые пехотой, приводили себя в порядок и с новой силой обрушивались на русских драгун. Бой длился уже около двух часов, а шведы — шесть правофланговых батальонов генерала Роса — овладели лишь двумя передними редутами, которые не были достроены. Но еще два продольных редута они взять так и не смогли, потеряв при атаке почти половину личного состава.

Замысел Петра I заключался в том, чтобы измотать противника на передовой позиции и затем разбить его в главном сражении. Он блестяще осуществился в значительной мере благодаря героизму, стойкости и профессиональным действиям белгородского полка. После сражения под Полтавой Петр I произвел его командира Савву Айгустова из бригадиров в генерал-майоры, наделил землей в восточной части Белгорода. До сих пор этот городской район местные жители называют Саввина слобода, или Савино. Многие воины за эту победу получили награды, за время сражения Петр I двенадцать раз выражал свое «милостливое слово» белгородцам.

Решительная победа русских привела к перелому в Северной войне в пользу России и положила конец господству Швеции как главной военной силы в Европе.

Воинская слава белгородцев

История белгородских военных соединений берет начало с середины XVII века, когда в России началось формирование полков нового строя для защиты южных рубежей. Город-крепость Белгород являлся в то время центральным военным и административным пунктом оборонительной Белгородской черты, протянувшейся на 800 километров по территории нынешних пяти областей: Сумской, Белгородской, Липецкой, Воронежской и Тамбовской. В 1658 году формируется Белгородский полк — крупное военное соединение, объединившее все вооруженные силы на Белгородской черте. В 1658 году белгородский воевода князь Григорий Григорьевич Ромодановский получил указ царя Алексея Михайловича «тульского драгунского строю Аристова полку Фамендина драгунам быть в рейтарском строе». Бывшим драгунам было положено жалованье «против рейтар», а новообразованная рейтарская шквадрона вошла в состав Большого полка белгородского воеводы. (Рейтары — наемные конные полки, лучшая и наиболее многочисленная часть тяжелой кавалерии).

Белгородский пехотный полк генерала Христофора Регимана был сформирован в 1697 году как выборный солдатский — из солдат Преображенского и Семеновского полков. Он прославился не только в Полтавской битве, но и во многих сражениях с татарами, в войне с Польшей, в Азовских походах Петра I. Многократно полк получал благодарственное слово от царей Алексея Михайловича и Петра I, а его воины — личные награды золотыми, земельными и денежными пожалованиями. Позже белгородские солдаты участвовали в легендарных суворовских походах через Альпы, отстаивали независимость страны в Отечественной войне 1812 года, сражались на севастопольских бастионах в ходе Крымской войны.

Считается, что после знаменитой Полтавской баталии в поместье графа Бориса Шереметева в Борисовке Белгородской губернии целый месяц гостил император Петр I, который собственноручно поставил крест на Монастырской горе. Там был заложен и уже через три года начал действовать Богородице-Тихвинский женский монастырь. В нем и сейчас находится список чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери.

Однако и в самом Белгороде Петр I оставил о себе добрую память. Еще по пути в Полтаву, направляясь в ставку в Харькове, он пожертвовал 100 рублей на Успенско-Николаевскую церковь.

Под знаменем Петра Великого

В 1712 году Петр I издает указ о введении знамен для полков с территориальными гербами, отражавшими их наименование: Белгородский, Черниговский, Смоленский и другие. Руководством для создания гербов, сначала полковых, а потом и городских, в то время служила книга «Символы и эмблематика», привезенная по заказу царя в 1705 году в Россию из Амстердама. Белгородская эмблема в этой книге числится под номерами 336, 410.

Прототипом для герба Белгородского полка стали эмблемы, изображающие бегущего льва, а над ним — петуха. Но петух был заменен орлом. Выбор именно этой эмблемы из более 800 номеров, помещенных в упомянутой книге, обусловлен, скорее всего, двумя моментами — славным прошлым Белгородского полка, особенно отличившегося в Полтавской битве (орел, символ России, парит над убегающим львом — символом поверженной Швеции), и сыгравшими определенную роль девизами: «Приключаю и сильнейшему трясение», «Приехал, видел и победил». В дальнейшем был сделан более точный перевод: «Заставляю дрожать наиотважнейшего», «Пришел, видел, победил». В 1712 году в Оружейной палате для Белгородского пехотного полка были изготовлены белое знамя с вензелем Петра Великого в венке, и «цветные» (ротные) знамена с изображением бегущего золотого льва и, над ним, орла. Знамя чёрно-зелёное, крест из зелёных и синих полос, в середине — золотая четырехконечная звезда.

Несколько позднее эта эмблема была на знаменах Белгородского гарнизонного полка, а затем стала основой современных изображений гербов Белгорода и области. Сегодня это орел и лев, который либо величественно возлежит, либо поднялся на задние лапы. И, следовательно, означает уже не поверженную Швецию, а величие, силу и храбрость, а орел — власть и прозорливость.

16 февраля 1727 года по инициативе Военной коллегии полки в России были переименованы. Белгородский пехотный полк стал первым Калужским, а 14 июля 1731 года расформирован.

Белгородский пехотный полк увековечен не только в названии улицы в Белгороде и памятном знаке, но и в музыке. К 300-летию Полтавской битвы белгородские композиторы Николай Бирюков и Елена Латыш-Бирюкова написали одноимённую оперу по либретто председателя областной общественной палаты Виктора Овчинникова. Премьера состоялась 17 сентября прошлого года в Белгородской филармонии.