Виталий Гранкин: «Люди важнее деревьев»

Основное достояние города не архитектура, не полезные ископаемые и даже не красивые места, а люди.

Люди, которые прославляют город, делают его лучше, красивее, добрее. Виталия Гранкина знают многие горожане. Кому-то довелось быть его пациентом, кто-то в годы его депутатской деятельности обращался к нему со своими проблемами. Он всегда шел вперед. Старался совершенствовать, преобразовывать, помогать. И все у него получалось на «отлично». Не случайно ему присвоено звание «Почетный гражданин города Белгорода».

В преддверии Дня города Виталий Трофимович встретился с корреспондентом «НБ», чтобы признаться городу в любви.

— Виталий Трофимович, расскажите, как начался Ваш путь в медицине?

— Возможно, это звучит странно, но в детстве я не хотел стать врачом. До определенного времени я собирался поступать в лесотехническую академию. Я и сейчас люблю лес, любуюсь парками, скверами. Я мечтал найти такую прививку, которая позволит дереву расти значительно быстрее: не 30-40 сантиметров за год, а, скажем, полтора-два метра.

Но один случай изменил все мое представление о будущем.

Мой старший брат учился в медицинском институте. Однажды мы ждали его с учебы. Брат сильно задерживался, и мы уже серьезно беспокоились. Он пришел очень поздно, уставший и взволнованный. Оказалось, в этот день ему пришлось с профессором оперировать ребенка.

Мальчик пяти лет по ошибке выпил соляную кислоту, которую его бабушка ставила между рамами для того, чтобы там не было влаги (раньше так многие делали). Ребенок получил сильнейший ожог полости рта и пищевода. Брат в подробностях рассказывал, как они спасали этому мальчику жизнь. И в тот момент я понял, что именно такая работа по мне. Что лес — это конечно, хорошо, но ведь люди важнее деревьев. Я заканчивал десятый класс и именно в тот момент твердо решил, что обязательно свяжу свою жизнь с медициной.

В Харьковский медицинский институт я поступил в 1955 году. Это учебное заведение входило в пятерку лучших вузов Союза, славилось своими традициями, преподавателями, выпускниками. Я никогда не жалел о том пути, который выбрал. Учиться было очень трудно, но интересно. Диплом я получил в1961 году.

— Вы сразу вернулись в Белгород?

— Какое-то время работал хирургом в Харькове. Но в итоге все равно вернулся в свой родной город. Закончил педиатрический факультет, стал детским невропатологом, проработав им двенадцать лет. За время своей практики я наблюдал великое множество детей. Среди моих пациентов были тяжелые больные с заболеваниями, которых, наверное, современные неврологи и не видели. Это туберкулезный менингит, дифтерия…



— Но Вы большую часть своей жизни проработали главным врачом. Когда Вам предложили эту должность?

— В какой-то момент у меня заметили задатки руководителя. Несколько раз предлагали быть заместителем главврача. Но я отказывался, считая, что не готов к такой должности. Все решилось как-то само собой: с открытием завода по переработке пластмасс меня пригласили возглавить в нем здравпункт. И я согласился. А буквально через две недели нам сказали, что здравпункта не будет, он превратится в поликлинику, которая будет обслуживать жителей Старого города. Так я стал главным врачом. И последующие 32 года своей деятельности занимал именно эту должность. Из них двадцать пять был главным врачом городской больницы № 2. Общий стаж трудовой деятельности у меня 50 лет. День в день.

— Вы имеете большое количество наград. Какие из них для Вас самые дорогие?

— Самыми важными и ценными для меня являются две награды: в 2007 году звание «Почетный гражданин города Белгорода» и медаль «За заслуги перед Землёй Белгородской» I степени.

— Вы, помимо своей профессиональной деятельности, вели большую общественную работу.

— Да, много времени я уделял депутатской работе. Впервые я был избран депутатом Совета в Свердловский район нашего города в 1973 году. С 1975 и по 2003 год я являлся депутатом городского Совета, а с 1990 по 1993 — Верховного. Недавно перебирал свой архив, нашел книгу приема депутата Верховного совета. Там, где фиксировалось, кто и по какому вопросу ко мне обращался. И когда просмотрел колонку с отметками об исполнении, мне как-то даже самому стало приятно: я выполнил более девяноста процентов наказов. В этом плане я не обманул надежд своих избирателей.



— Вы столько лет прожили в городе, наблюдали его жизнь, принимали в ней активное участие, поэтому Вам, наверняка, есть что рассказать. Как менялся город с течением времени?

— Да, я коренной житель Белгорода. Здесь родился. Здесь прошло мое послевоенное босоногое детство. С этим периодом у меня связано много не самых приятных воспоминаний. В детстве играли мы только в войну. Мама не один раз отнимала у нас пистолеты. А мы опять их находили.

Помню карточки. Нужно было вставать в 5 утра, брать их и идти занимать очередь. Хлеб выдавали в полуразваленном одноэтажном здании возле места, где сейчас находится универмаг «Белгород». Ходил я туда через площадь. Хотя, признаться, и площади никакой не было. Все было в развалинах, кирпичах, заросшее полынью.

А потом на моих глазах город стал возрождаться. Смотрел на новостройки и радовался. И сейчас продолжаю радоваться, что город растет, развивается, хорошеет.

Могу сказать, что, побывав во многих городах России и зарубежья, я сделал для себя главный вывод: Белгород замечателен. В нем жить удобно и комфортно. Ни в Германии, ни в Австрии нет лучшего места. По крайней мере, для меня.



— А какие у вас любимые места в городе?

— Мои любимые места связаны прежде всего с моими воспоминаниями. Мое любимое место — это река Везелка. Именно там я научился плавать. Река сейчас выглядит совсем по-другому.

Сегодняшний Белгород прекрасен весь. Даже сложно выделить что-то конкретное. Мы живем в замечательном, красивом городе. Белгород — это моя весна, моя юность, моя честь. Спасибо тем, кто освободил город, и спасибо тем, кто этот город возродил, вдохнул в него новую жизнь. Ведь чтобы построить какое-то здание, разбить сквер, сделать дорогу, требуются не только большие денежные затраты, но и рвение, упорство исполнителей. Оно у нас есть. И я горжусь белгородцами!