Валерий Скруг: «В основе солидарного общества должно лежать доверие»

На минувшей неделе на заседании Коллегии местного самоуправления рассматривался вопрос «О становлении городского солидарного общества: итоги, проблемы и направления дальнейшего развития». В обсуждении темы принял участие президент Белгородской торгово-промышленной палаты Валерий Скруг.

Сегодня Валерий Степанович делится своими мыслями с читателями «Нашего Белгорода».

— Валерий Степанович, почему сегодня так важно работать в направлении построения солидарного общества?

— На мой взгляд, это самая главная тема, над которой мы должны работать. С созданием солидарного общества перед нами раскрывается новая бесконфликтная модель социально-экономического развития, где каждый человек может реализовать себя. Сегодня у людей появилась уверенность в завтрашнем дне. Ежегодно в городе и области растет рождаемость — а это главный показатель стабильности. И мы можем работать над такой не арифметизированной программой, как создание солидарного общества.

— Нам необходимо отработать все механизмы и ключевые показатели эффективности, которые должны достигаться для создания солидарного общества. Все отраслевые программы, распоряжения, постановления на различных уровнях должны подчиняться по вертикали именно этой теме. Сегодня в Белгородской торгово-промышленной палате 840 предприятий и организаций области, среди которых малый и средний бизнес, ведущие промышленные предприятия, комбинаты и заводы, крупнейшие вузы. Это тот реальный сектор экономики, который создает новую экономику — основу наших общественных отношений, который должен быть услышан и должен участвовать в разработке программ и их непосредственной реализации. Каждый на своем рабочем месте, не зависимо от должности, желает, чтобы его труд и знания были востребованы, а возможности реализованы.

— Какую проблему, на Ваш взгляд, нужно решить, чтобы создать солидарное общество?

— Одна из главных проблем — это взаимоотношения внутри треугольника, в вершинах которого общество, власть и реальный сектор экономики или, другими словами, — бизнес. Эти три угла не всегда довольны друг другом. Общество и бизнес считают, что власть не совсем эффективна, медлительна, порой коррупционна. А под властью подразумеваются все те, кто наделен специальными полномочиями: от представителей управляющих компаний, участковых до представителей федеральных, областных и муниципальных органов власти. В свою очередь, власть и общество считают, что бизнес не всегда социально ответственен, а где-то и вовсе спекулятивен и нечестен. А власть и бизнес обвиняют некоторых представителей общества в постоянном недовольстве их работой и решениями.

Вот в таком треугольнике мы сейчас находимся. Истинная солидарность в обществе, я считаю, будет тогда, когда мы достигнем максимальной прозрачности и доверительности в отношениях между обществом, властью и бизнесом. И эту задачу нам предстоит решать.

— Какие меры Вы предлагаете?

— В этом направлении уже многое делается и есть свои результаты. В конце июня мы вынесли на обсуждение правительства области предложения по улучшению условий для развития малого и среднего бизнеса. Эти предложения были собраны нами совместно с департаментом экономического развития области и систематизированы по направлениям и компетенции органов власти (федеральный, региональный и муниципальный) при непосредственном участии предпринимательского сообщества в рамках подготовки и проведения восьмого форума «Малый и средний бизнес Белгородчины». Накануне форума мы обратились к более чем 800 предприятиям региона с просьбой направить свои предложения по улучшению условий для развития экономики. Учитывалось мнение и 500 участников самого форума. В наш адрес поступило более 100 предложений. Из них 34 рассматривались на заседании правительства области. Среди них вопросы, связанные с налогообложением, вступлением России в ВТО, поддержкой экспорта-импорта, инвестиционной политикой и инновациями, промышленной политикой, взаимоотношениями бизнеса и власти, государственными торгами, завышением тарифов естественными монополиями (на электроэнергию, газ, воду, тепло), вытеснением федеральными розничными сетями малого и среднего бизнеса, нехваткой квалифицированных кадров и специалистов рабочих специальностей, повышенными и необоснованными требованиями к аттестации рабочих мест. Евгений Степанович Савченко поддержал предложения, высказанные малым и средним бизнесом на форуме, и поручил разработать индивидуальные планы по решению каждого вопроса. Кроме того, все наши предложения по итогам форума уже переданы на рассмотрение в Торгово-промышленную палату России, направлены депутатам Государственной Думы Федерального Собрания для их представления на федеральном уровне, а также разосланы в территориальные палаты для изучения и анализа.

— А с какими конкретно предложениями Вы выступили на заседании Коллегии местного самоуправления?

— На мой взгляд, есть три момента, которые могли бы помочь в создании солидарного общества. Первый — один из главных — это воспитание подрастающего поколения. Материальное неравенство и различный уровень благосостояния родителей отражается на детях. Считаю верным решением возвращение в школы единой школьной формы. Дети должны выделяться среди своих сверстников знаниями, интеллектом, спортивными достижениями, общечеловеческими качествами, а не тем, на какой машине их привезли родители, какая на них одежда и какая у них модель телефона. Второй момент — вопрос трудоустройства выпускников вузов. Сейчас, к сожалению, учебные заведения не всегда учитывают потребность в кадрах реального сектора экономики. Много вузов, зарегистрированных за пределами области, которые готовят большое количество выпускников, не находящих себе работу. У нас нет проблемы трудоустройства как таковой, но есть проблема трудоустройства выпускников вузов по специальности. Сегодня многие юристы и экономисты не могут трудоустроиться по специальности, в то время как предприятиям требуются инженеры и рабочие. Поэтому необходимо вернуться к системе планирования трудовых ресурсов, для того чтобы родители, отдавая ребенка в вуз на ту или иную специальность, были уверены, что она будет востребована после его окончания. Для этого в формировании и в финансировании заказа на подготовку специалистов должны участвовать бюджеты всех уровней и работодатели. А студенты, обучающиеся согласно заказу, должны получать качественное и бесплатное образование. И третье. Губернатор области Евгений Степанович Савченко в годовом послании о результатах деятельности правительства Белгородской области в 2011 году отметил, что существует проблема неработающих мужчин в трудоспособном возрасте. Никто сегодня не располагает сведениями об их точной численности. По экспертным данным, их насчитывается в стране 6,3 миллиона человек. Если экстраполировать эту численность на число жителей нашей области, то численность их в регионе составит порядка 70 тысяч человек. Вероятно, их в области меньше, но от этого острота проблемы не убывает. И несправедливо, что люди, которые официально не работают, порой живут лучше, чем те, кто занят официально. Поэтому мы предлагаем введение декларации по расходам. Если есть расходы, значит, есть доходы, от которых должны платиться налоги. И они должны быть правильно распределены на обеспечение пенсионеров, детей, инвалидов и социально не защищенных слоев общества.

— Вы считаете, это реальные меры и создание солидарного общества на примере Белгородской области может получить более широкое распространение?

— Белгородская область неоднократно была первопроходцем и подавала примеры, которые сначала критиковались, особенно центральными СМИ, а потом — принимались и теперь действуют на территории всей России. Я думаю, что после изучения нашего опыта многие нас поддержат и примут участие в формировании солидарного общества. Мы создаем условия, в которых каждый белгородец будет иметь возможность самореализоваться и обеспечить достойную жизнь себе и своим близким. А город Белгород будет лучшим городом в мире!