Разведчик артиллерии

Свидетели истории

19-летние мальчишки уничтожали немецкие танки под Прохоровкой

Ежегодно 12 июля в Прохоровку съезжаются ветераны со всей страны — поклониться этой земле, почтить память погибших боевых товарищей, вспомнить свою военную молодость. Прошло уже 69 лет с того дня, когда сотни танков сошлись на Прохоровском поле, и это сражение переломило ход Курской битвы. Всё меньше остается участников и свидетелей тех событий, но те, кто выстояли и выжили, помнят их настолько хорошо, как будто это было вчера.

Виктор Яковлевич Завгородний — один из участников танкового сражения под Прохоровкой. На тот момент парню из села Красное было неполных девятнадцать. Рослый, коренастый молодой солдат уже имел закаленный характер, был крепким и не останавливался ни перед чем. Виктор Яковлевич успел закончить девять классов до начала войны. Был в оккупации в 1941-42 годах. В марте 1943-го он добровольно пошел в армию. Отбирали их в Корочанском районе, немцы к тому времени повторно заняли Белгород. Когда добровольцы пришли пешком в Корочу, офицеры отбирали солдат для формирования полка. Виктору дали направление в село Поповка в Корочанском районе. Новобранцы неделю шли пешком до пункта назначения. А потом стали изучать часть, снаряды, надели форму. Началось формирование полка.

— Я попал в управление полка, был артиллерийским разведчиком, — вспоминает Виктор Яковлевич. — И вот мы уже настоящие бойцы, узнали, что такое бинокль. Были всегда на передовой.

В мае вместе с товарищами он выехал в лес — закопали «катюши» и стали ждать.

— Проходит июнь. Мы в наступление не идем, — говорит Виктор Яковлевич. — Разведчики поймали немцев, которые рассказали о том, что наступление планируется на 5 июля. В назначенный день наши зарядили пушки, и мы целый час били по немцам, держали оборону. Но они наступали, шли вперед. Нам пришлось отступить на 30 километров.

Настало 12 июля. Полк, в котором был Виктор Яковлевич, направили в лес. Там они закопали «катюши» и вырыли окопы во весь рост. И уже ранним утром появились немецкие танки.

— Мы насчитали их 18, — вспоминает ветеран. — Восемнадцать «тигров», которые подошли прямо к передовой, где мы были. Началась стрельба. Страшно… Едут огромные машины, стреляют…

Наши солдаты подготовили бутылки с горючей смесью и бросали по танкам. Те загорались. Чтобы обезвредить танк, нужно было бросить гранату и разбить гусеницу.

— Нас было восемь человек, — говорит Виктор Яковлевич, — мы смогли все танки подбить и два из них уничтожить.

А в 11 часов началось танковое сражение. Слышались скрежет железа, взрывы, стрельба.

— Мы не были непосредственно на сражении, находились в двенадцати километрах от эпицентра. Но держали оборону. Тогда не думали, что Прохоровская битва станет знаменитой.

И только на 24-й день тех страшных событий немцы покинули Белгород, наш город был освобожден.

За время военных действий Виктор Яковлевич был дважды ранен. Первое ранение в руку получил именно во время танкового сражения. Второй раз его ранили уже в Венгрии в бедро и стопу. Эта рана тревожит ветерана до сих пор, в бедре осталась частичка войны — осколок размером четыре на три миллиметра.

Виктор Яковлевич имеет множество орденов и медалей: «Отечественной войны I степени», два ордена Красной Звезды, один из которых за подбитые танки под Прохоровкой, медаль «За освобождение Белгорода» и другие.

Таким людям наше поколение обязано жизнью, мирным небом над головой. Спасибо!