Последний правитель губернии

К 280-летию со дня рождения Петра Семёновича Свистунова

В этом году исполнилось 285 лет образования Белгородской губернии. Нужно обладать богатым воображением, чтобы осознать всю глубину исторического процесса, совершённого замечательными людьми белгородского края: военными и духовными наставниками, учеными и поэтами, писателями и композиторами, актерами и просветителями, которые творили во время существования губернии.

А сколько побед и неудач выпало на долю многих поколений рядовых тружеников нашего края, сколько радостей, тревог и невзгод познано было ими за эти годы, сколько труда и пота, приобретений и потерь таит в себе эта древняя славянская земля за истекшие столетия?!

За 52 года существования Белгородской губернии было одиннадцать губернаторов. Все они были разными людьми и оставили о себе различную память. Если некоторые ничем особенным не выделялись или, наоборот, проявили недюжинные способности как в личном обогащении, так и в обогащении своих родственников, то князь Юрий Юрьевич Трубецкой (первый губернатор) и Пётр Семёнович Свистунов (последний губернатор) заслужили уважение жителей губернии. О первом губернаторе мы уже рассказывали на страницах «Нашего Белгорода» (статья «Крепость на Белой горе» от 14 мая 2011 года). Сегодня расскажем о Петре Семёновиче Свистунове, почти ровеснике Белгородской губернии, — в этом году исполняется 280 лет со дня его рождения.

АКТЁР, ЛИТЕРАТОР, ДРУГ СУМАРОКОВА

Он родился в семье офицера флота Семёна Степановича Свистунова и его жены Ефросиньи Ивановны Неплюевой в 1732 году. Известно, что в семье был ещё сын Александр, умерший в детстве. Род Свистуновых весьма древний, происходит из Золотой Орды, откуда их предок выехал в Польшу, а оттуда во время вольнодержавства Польского — в Россию.

Пётр Семёнович обучался в Сухопутном шляхетском кадетском корпусе, основанном императрицей Анной Иоанновной. В корпус принимались исключительно дворянские дети, уже научившиеся читать и писать. Здесь они обучались математике, истории и географии, артиллерии, фортификации, фехтованию, верховой езде и «прочим к воинскому искусству потребным наукам», а также немецкому, французскому и латинскому языкам, чистописанию, грамматике, риторике, рисованию, танцам, морали и геральдике.
Надо сказать, что в Сухопутном шляхетском кадетском корпусе большой популярностью пользовалось театральное искусство. Там даже образовалось Общество любителей русской словесности, душой которого был кадет Александр Сумароков, в будущем известный писатель, основатель русского классицизма.

Свистунов сдружился с Сумароковым и даже принимал участие в премьере его трагедии «Хорев», рассказывающей о жизни одного из трёх князей, по легенде основавших Киев. Премьерное исполнение «Хорева» состоялось на святках 1749 года на сцене родного корпуса. Повторное представление по велению императрицы Елизаветы Петровны прошло уже на сцене придворного театра. Спектакль произвёл на публику неизгладимое впечатление, «сопровождался бурными овациями автору и исполнителям». Известно, что перед спектаклем императрица сама одевала юного кадета Свистунова в одного из героев (точнее, героинь) трагедии — Оснельду, дочь киевского князя Завлоха, в которую влюблён Хорев. В то время юные воспитанники пажеских, юнкерских, кадетских корпусов исполняли в театре и женские роли — достаточно вспомнить в этом амплуа гардемарина Алексея Корсака из хорошо известного фильма Светланы Дружининой.

И в последующие годы Пётр Семё-нович был склонен к творческой и литературной деятельности. Он — автор многих элегий, песен и стихотворений, писал трагедии, начинал писать «Русскую историю», профессионально занимался переводами. Перевел на русский язык комедии Вольтера «Амфитрион», «Мещанин во дворянстве» и другие.

Литературные сочинения Петра Семё-новича имели назидательное содержание и были полны сентиментализма. Характерным для его творчества является дошедшее до настоящего времени издание «Детское училище, или Нравоучительные разговоры между учительницею и ученицами, сочиненные г-жею Ле Пренс де Бомонт. Переведены с французскаго языка и к пользе российскаго юношества дополнены и поправлены Петром Свистуновым» (Спб, 1783), в котором автор пытается скрыть свое лицо под вымышленным именем писательницы Мари де Бомонт.

Вот такой высокообразованный и интеллигентный человек с 1775-го по 1779 годы был белгородским губернатором. И на этом посту ему приходилось заниматься куда более прозаическими делами.

ОТ ГУБЕРНАТОРА ДО СЕНАТОРА

Главной заботой губернатора являлось финансовое управление и наблюдение за правильным поступлением государственных доходов. Сюда входили обязанности надзора за сбором подушной подати, городским хозяйством, торговлей солью, вином и т. д. Другой не менее важной обязанностью было участие в военном управлении. Губернатору были подчинены гарнизоны в городах, он назначал комендантов, заботился о расквартировании войск и о рекрутских наборах.

Императрица Анна Иоанновна ещё более расширила права губернаторов: они решали все дела, от них зависело назначение и освобождение всех местных должностных лиц, включая провинциальных и уездных воевод. Однако при Елизавете Петровне последняя функция была сокращена.

Екатерина II специальным постановлением освободила губернаторов от надзора коллегий, следила за тем, чтобы были разделены судебные и административные функции.

П. С. Свистунов, права и обязанности которого распространялись на всю обширную губернию, одновременно являлся воеводой Белгородской провинции. В Орловской и Севской провинциях управляли воеводы, обладавшие широкими полномочиями. Губернатору был подчинен основной орган управления — губернская канцелярия, воеводам — воеводские (провинциальные) канцелярии.

Белгород — административно-военный центр укрепленной оборонительной черты — в конце XVIII века начал приобретать облик обычного губернского города. Кроме губернской канцелярии, штат которой возрастал, в городе открылась полицейская контора. Она ведала сыском так называемых «воров и разбойников», в обязанности её штатных работников входило наблюдение за исправным поступлением городских налогов и всевозможных сборов, а также за выполнением горожанами постойной и других повинностей.

В губернском центре был расквартирован Белгородский гарнизонный полк, подчиненный губернатору. С его помощью производились также сборы налогов, разного рода другие принудительные мероприятия. В Белгороде действовала и духовная консистория — окружной орган церковного управления и суда. Она ведала личным составом духовенства — делами раскольников, строительством церквей, финансовыми и хозяйственными вопросами, рассматривала дела о преступлениях и проступках церковнослужителей. В её ведении находились также регистрация рождений, браков и смертей.

По воспоминаниям современников, последний белгородский губернатор отличался независимостью взглядов. Учёный-естествоиспытатель и путешественник В. Ф. Зуев в своих записках отмечал, что Свистунов был знатоком Белгородского и Курского края, впервые составил медицинские статистические таблицы умерших с указанием возраста и причины смерти. В то же время он интересовался семейной историей, собирал для неё материалы и думал со временем их обработать.

После упразднения Белгородской губернии в 1779 году Екатерина II поставила П. С. Свистунова во главе Курского наместничества, а с образованием в 1779 году Курской губернии он стал её первым губернатором. И на этом посту Пётр Семёнович проявил себя достойным руководителем. Известно, что он заботился об увеличении благосостояния Курска, делал наблюдения над гигиеническим положением города и даже, по словам В. Ф. Зуева, «собирал коллекцию червей, находимых в печени животных, вследствие дурной воды». Благодаря стараниям Свистунова в Курске впервые была замощена центральная Большая Московская улица.

После вступления на престол императора Павла І в 1796 году Пётр Семёнович был пожалован в генерал-аншефы и назначен к присутствованию в Государственной военной коллегии, а в день коронования императора награжден орденом святого Александра Невского. Назначенный в 1797 году сенатором, Пётр Семёнович с 1799 года был главным директором Государственного ассигнационного банка и присутствовал в Комиссии по учреждению школ.

О его личной жизни известно только то, что он был женат на Александре Егоровне Неплюевой, имел несколько детей и внуков. Умер в 1808 году.

Ксения Белоусенко,
ведущий библиотекарь
Белгородской универсальной
научной библиотеки

К иллюстрации:
Сухопутный шляхетский кадетский корпус, в котором учился Пётр Свистунов.

Exit mobile version