Неприятные запахи — под контроль!

С наступлением тепла по городу местами стал распространяться неповторимый устойчивый запах.

Подобный аромат окутывал средневековые европейские города, в которых жители без зазрения совести выливали из своих окон содержимое ночных ваз прямо на улицу. Многие белгородцы пеняли на очистные сооружения. Дабы развеять подозрения, руководство МУП «Горводоканал» организовало туда экскурсию с участием журналистов.

Выяснилось, что часть фекальных вод в очистные сооружения не попадает. Нерадивые водители ассенизаторских машин сливают их на приглянувшиеся лужайки и в пруды окрест города. Необходимо было применять срочные меры, поскольку это не только портило воздух, но и ставило под угрозу санитарно-эпидемиологическую ситуацию в регионе.

О том, кто виноват и что делать, мы попросили рассказать заместителя руководителя комитета обеспечения безопасности жизнедеятельности населения — заместителя секретаря Совета безопасности города Олега Калачёва.

— Олег Владимирович, сколько предприятий и жилых домов, не обеспеченных централизованной канализационной системой, в Белгородской агломерации?

— Сейчас в Белгороде 14,4 тыс. жилых домов, которые не подключены к системе централизованной канализации. В прошлом году принято на очистные сооружения от их владельцев 37,4 тыс. куб. м сточных вод и еще 63,6 тыс. куб. м от хозяйствующих субъектов всех форм собственности. По оценочным расчетам, это явно не соответствует объемам водопотребления частного сектора без централизованной канализации. МУП «Горводоканал» имеет договоры с 325 хозяйствующими субъектами на вывоз и прием стоков, чем занимаются 68 ассенизаторских машин.

В целях оптимизации системы обращения с жидкими бытовыми отходами на территории Белгородской агломерации, в настоящее время МУП «Горводоканал» сформирована база данных хозяйствующих субъектов и отдельных граждан, не обеспеченных системой сброса сточных вод в централизованную канализацию. Ведется учет перевозчиков (транспортировщиков), оказывающих услуги по вывозу стоков, а также по заключению договоров на вывоз и прием стоков на сливную станцию.

— Расскажите, пожалуйста, о системе контроля утилизации жидких бытовых отходов в нашем городе.

— Транспортировщик, имеющий специализированный транспорт, заключает договор с МУП «Горводоканал» на вывоз и прием сточных вод, где указан хозяйствующий субъект, которому оказываются услуги по вывозу стоков. Последний также имеет соответствующий договор на прием стоков, в котором приводятся сведения о транспортировщике, оказывающем услуги. При сбросе стоков на сливной станции (ул. Серафимовича, 82) оператор фиксирует в журнале сведения о транспорте, объем фекальных вод, а также адрес, откуда они поступили. Во избежание несанкционированного сброса стоков на сливной станции ведется видеонаблюдение.

В системе обращения жидких бытовых отходов задействована также служба «Белгорблагоустройство», от которой на территории города работают четыре ассенизационных автомашины. В соответствии с муниципальным контрактом, на сливную станцию поступают сточные воды от 23 хозяйствующих субъектов. Автотранспорт МУП «Горводоканал» оснащен системами спутникового слежения. В ближайшее время аналогичными устройствами будут оснащены и машины «Белгорблагоустройство».

— Олег Владимирович, были ли в последнее время факты несанкционированного слива жидких бытовых отходов в окрестностях Белгорода?

— Да, только в июне в ходе совместных рейдов отделом охраны окружающей среды администрации города и МКУ «Муниципальная стража» подобных фактов зафиксировано три. Слив был произведен 5 июня в лесопосадке в районе полигона ТБО. На следующий день — в лесопосадке вблизи села Пушкарное. А 28 июня стоки слили в водоем поселка Северный. Установлено, что в связи с отсутствием очистных сооружений в п. Северный сброс ЖБО осуществлялся перевозчиками на «лоно природы» при наличии у них договоров с МУП «Горводоканал». По всем упомянутым фактам отделом государственного экологического надзора по г. Белгороду и Белгородскому району департамента природопользования

и охраны окружающей среды области возбуж-дены административные дела.

— Действия отдельных недобросовестных транспортировщиков бросают тень на репутацию всех, кто занимается вывозом жидких бытовых отходов. Какова реакция их коллег?

— Пятого июля состоялось совещание транспортировщиков, осуществляющих свою деятельность на территории города и района. В нем приняли участие двадцать индивидуальных предпринимателей. В ходе обсуждения были определены основные проблемы в этой сфере. В частности, отсутствие четкой нормативной правовой базы, регламентирующей порядок обращения с жидкими бытовыми отходами. В целях вытеснения с рынка услуг недобросовестных перевозчиков, инициативной группой разработаны предложения по созданию сообщества либо некоммерческого партнерства. Предложено установить тариф за вывоз жидких бытовых отходов, усредненный с тарифом за водоотведение от канализованных домовладений. Решение всех этих вопросов, по моему мнению, должно дать положительный эффект.

— Думаю, немало горожан считает действенной мерой ужесточение наказания за подобные действия, а главное — его неотвратимость. Не так ли?!

— В целях информирования о порядке обращения с жидкими бытовыми отходами и об административной ответственности за несанкционированный слив нечистот в неустановленных местах разработана Памятка. Ее вручили всем участникам совещания. Памятка также направлена в комитеты по управлению округами для ознакомления населения и хозяйствующих субъектов, не подключенных к системе централизованной канализации. Её текст размещен на официальном сайте органов местного самоуправления.

И наказания за подобные нарушения весьма внушительны. По закону Белго-родской области (№ 35 от 4 июля 2002 г.), за это налагается штраф с граждан в размере одной тысячи рублей, на должностных лиц — 5 тысяч, на юридических лиц — 40 тыс. рублей. Кроме того, в соответствии со ст. 8.2. КоАП РФ за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при транспортировке и размещении отходов налагается административный штраф: на граждан — до 2 тыс. рублей, на должностных лиц — до 30 тыс. рублей, на юридических лиц — до 250 тыс. рублей либо приостановление их хозяйственной деятельности на срок до 90 суток. Как говорится, есть над чем призадуматься!