В день преподобного Сергия Святейший Патриарх возвел в сан митрополита архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна, председателя Синодального миссионерского отдела. О своем пути к православию и священству митрополит Иоанн рассказал «Правмиру».
Митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн (Попов) родился в Иркутске 1 сентября 1960 года. Закончил исторический факультет Иркутского государственного университета им. А. Жданова. В сентябре 1985 г. поступил в Ленинградскую духовную семинарию, а в 1988 г. — в Ленинградскую духовную академию. 30 марта 1990 г. был пострижен в монахи с именем Иоанн в честь митрополита Тобольского и всея Сибири Иоанна, чудотворца. 18 июля 1995 г. в связи с образованием Белгородской епархии был назначен епископом Белгородским и Старооскольским. Решением Священного Синода от 26 декабря 1995 г. назначен председателем новообразованного Синодального миссионерского отдела. Воспитал двоих усыновленных сыновей, один трудится в епархии, второй — после армии — учится в колледже.
ИРКУТСК
Иркутск — это город с уникальной природой: озеро Байкал, река Ангара. Байкал находится как бы в каменной чаше, и оттуда, из этой чаши, вырывается Ангара. Разница между этой чашей наверху и Ангарой в районе ГЭС составляет 300 метров, поэтому течение Ангары колоссальное.
С другой стороны, Иркутск — это культурный центр. Это город декабристов — несмотря на воззрения и близость к масонству, свой вклад в становление Иркутска они внесли. Иркутский университет дал таких мощных писателей, как Александр Вампилов, Валентин Григорьевич Распутин. Кстати, Валентин Распутин — крестный моего отца.
Очень высокий уровень творческих отношений, несмотря на давление советской идеологии, формировал обостренное чувство свободы. Во времена репрессий Иркутск был одним из центров, куда ссылали профессуру, в основном из Ленинграда. После окончания срока выселок или после реабилитации они оставались и преподавали в университетах.
В Иркутске было много миссионерских школ. Родился и окончил иркутскую семинарию святитель Иннокентий Вениаминов (Иоанн Попов). Когда он учился в семинарии, ему за заслуги в учебе, за хорошие показатели присвоили фамилию Вениаминов — в честь известного архиерея.
ТЕПЛО ХОЛОДНОГО ГОРОДА
Климат Иркутска во многом определял отношения между людьми. Например, когда ты шел по улице зимой, то останавливались машины, предлагали сесть.
Было безопасно. Люди умели ценить человеческую жизнь. И она была, как ни странно, мерилом многих отношений в Сибири. Люди ошибочно думают, что тайга скрывает все следы. Наоборот, в тайге легче всего найти следы преступления. Затеряться быстрее в мегаполисах.
ОТДУШИНЫ
Родители были заняты работой и, к сожалению, разошлись. Самое строгое воспитание я получил от бабушки. Я помню, приходил из школы, вытирал пыль, потом делал уроки. Придя с работы, бабушка сначала проверяла пыль, потом проверяла уроки, и тогда я мог спокойно поиграть. Был жесткий контроль, и у меня практически не было свободного времени. Отдушинами в детстве были туристические походы. Когда можно пройтись по горам, замечательные наши просторы посмотреть, сбор ягод, шишки, грибы… Все как в известной песне: «Природа для народа — бесплатный магазин».
Как-то мы создали музыкальную группу, начали играть на школьных вечерах. Нас признали, пригласили в дом культуры. Бывало, что субботним вечером играли где-то, а утром я шел на олимпиаду.
НОВОСИБИРСК
После окончания университета я преподавал на кафедре общественных наук, так как окончил истфак. Затем меня отправили в аспирантуру в Новосибирск. Новосибирск — это мощный научный центр. Там я приобщился к самиздату, мы возили его из Москвы чемоданами. Виктор Тростников — его замечательное произведение «Мысли перед рассветом», книжка отца Сергия Желудкова «Почему я христианин».
К отцу приезжало много известных журналистов. Норберт Кухинке — это один из первых, который поднял тему Русской Православной Церкви за рубежом. Он был собкорром «Штерна» и «Шпигеля», а еще снимался в фильме «Осенний марафон», играл датского профессора. В середине 80-х он издал в Германии альбом «Бог в России». Это было немыслимо в то время.
СМЕНИТЬ ТЕМУ!
Я пришел в Церковь еще на втором курсе, когда писал работу про церковь. Тогда декан истфака вызвал меня и сказал, что они решили сменить мне тему. Мол, ты в работе написал, что Русская Православная Церковь была единственным источником просвещения для всех народов. Но ведь это действительно было так!
Я пошел петь в церковь. Мой друг, с которым мы когда-то играли в ансамбле, стал регентом. Я пел в хоре, а мои студенты начали туда ходить.
Видимо, кто-то зашел, увидел, и тут же расползлись слухи, все начали ходить, смотреть, как я пою в хоре. Об этом узнали соответствующие органы и приписали мне религиозную пропаганду. Пришлось добровольно уйти с кафедры, написав заявление. Последствия коснулись и моих родителей. Отец ушел в артель, маму с работы «попросили».
БРИГАДА
У меня были друзья в строительном деле, и мы организовали бригаду. Ремонтировали крыши, мягкие кровли, и я спокойно пел в церковном хоре.
Потом Владыка Ювеналий (Тарасов) поставил меня директором свечного завода. Помню, мне удалось, несмотря ни на что, сырье какое-то выбить.
КУРСК
В 1984 году Владыку Ювеналия по решению Синода переводят на курскую кафедру. Он уезжает и говорит, что надо и мне уезжать. Я дождался приезда Владыки Хризостома и уехал в Курск. Там был иподиаконом, потом личным секретарем Владыки, затем поступил в Ленинградскую духовную школу и потом в академию.
Нынешний Владыка Мануил Петрозаводский восемь раз ездил к уполномоченному по делам религии, чтобы я поступил в семинарию.
Я ТЕБЯ НЕ ПОНИМАЮ, НО ЛЮБЛЮ
Семинария изменила все. Помню, домой приходили разные деятели, даже прокурор приехал, чтобы повлиять на моих родителей. Я благодарен маме, которая сказала: «Я тебя не понимаю, но я тебя люблю и буду с тобой, а не с ними».
ТРУДНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПАСТЫРСТВА
Мы живем среди хаоса чувств, хаоса эмоций, хаоса устоев. Меру жизни по Евангелию приходится определять в современном мире, который представляет собой броуновское движение идей, эмоций, событий. Важно для пастыря не увлечься миром. Мир открывает двери для широких возможностей, но заканчивается все обмирщением и выхолащиванием духа подвижничества. Это проявляется в оценках, которые пастырь дает тому или иному явлению.
Культура исповеди нуждается в существенной корректировке. Мы часто допускаем к исполнению Таинства исповеди священников неподготовленных, у которых нет опыта духовного, нет опыта житейского, и священник пересказывает лишь известные вещи, прочитанные у святых отцов, не ориентируясь в конкретной действительности. Отмахивается от человека общими фразами и формулами «Молись и тебе откроется!». Но говорит это без участия, а просто потому, что больше ему, сказать нечего. Это приводит к подрыву доверия со стороны исповедующегося.
Мы в соборе пробуем сделать небольшую ширму из икон, чтобы люди чувствовали себя хоть немного отделенными от других. Часто бывает, что к исповеди стоит много людей и совсем недалеко от исповедующегося. Для многих большое искушение, когда священник, не соизмерив свой голос, дает наставление очень громко, и окружающие слышат. Я помню еще из времени своей учебы в семинарии — исповедь в Великую среду. Духовенство исповедовалось в алтаре, семинаристы в храме. И вдруг из алтаря исповедующий священник на весь храм восклицает: «Да как же ты мог, ведь ты же монах!». Конечно, все стали внимательно смотреть, кто же выйдет из алтаря.
Священник сам должен регулярно исповедоваться. Если священник давно не исповедовался — как он сможет помочь другому? Вот отец Серафим (Тяпочкин) исповедовался у старца Григория и этот опыт передавался пасомым.
ЕСЛИ ОБИДЕЛИ В ХРАМЕ…
Каждый человек имеет право на выбор. Если нанесена обида, то он вправе и воздержаться от активного взаимоотношения с батюшкой.
Но нужно помнить всегда об одном, что мы идем не к батюшке, мы идем к Богу. А Господь — неизменен. Господь нас в храме всегда примет такими, какими мы есть, вне зависимости от наших настроений и наших искушений. Важно идти к Богу, а не к конкретному священнику. Священник- это проводник. Помните притчу об осле, на котором Господь въезжал в Иерусалим? Когда Христос ехал на осле, осел восторгался: «ну надо же, тут пальмовые ветви, одежды бросают, я, значит, такой значимый». Но Господь с него сошел. Осел прошел несколько метров, и тут же вышел мужик и оглоблей его огреб.
Об этом священник должен помнить, что без Христа мы немного из себя представляем.
Мирянам же я бы хотел пожелать, чтобы они не впадали в искушение, когда образ пастыря искажает образ Христа!
ЧТО ОТТАЛКИВАЕТ ЛЮДЕЙ ОТ ЦЕРКВИ
Больше всего отталкивает — холодность и функциональность многих священнослужителей, которые не понимают и даже не могут разделить все проблемы. У молодых священников нет такого опыта, какой был у тех, кто начинал свою жизнь в Церкви в период гонений. Сейчас все возможно, поэтому нередко приходит молодой священник и уже с амбициями и требованиями к приходу, ничего еще не создав. Он не понимает, как живет приход. Это самая страшная ситуация, это то, что ставит непроходимую стену. Из-за этой непроходимой стены, ставшей между духовенством и прихожанами, был 1917 год. Меня это действительно волнует, как правящего архиерея. Я не выношу чванства. Это очень неблагородно.
ПОЖЕЛАНИЕ ЧИТАТЕЛЯМ
Скажу словами апостола Иоанна: «Не всякому духу верьте, но, испытывайте духов, от Бога ли они» (1 Иоан. 4,1). Это очень важно в наши дни!
«Православие и мир»
(ежедневное Интернет-издание),
19 июля
Публикуется с сокращениями