Доклад главы администрации города Белгорода С.А. Боженова на сессии Совета депутатов города 24 июля 2012 года
Уважаемые депутаты и участники сессии! Дорогие белгородцы!
В преддверии главного городского праздника мы по традиции награждаем лучших тружеников и чествуем тех, кто на протяжении многих лет вносил большой вклад в социально— экономическое развитие города. На сегодняшней сессии городского Совета депутатов будут названы имена таких людей, которым присваивается высокое звание «Почетный гражданин города Белгорода». Именно это заседание открывает череду праздничных мероприятий, посвященных Дню города.
Главный городской праздник — это хороший повод не только вспомнить прошлое, но и задуматься о будущем. И я благодарю за предоставленную мне возможность ознакомить вас с некоторыми предложениями по развитию местного самоуправления. При этом обращаю ваше внимание на то, что свои планы мы связываем с построением «умного города», территории добра и благополучия.
Мы давно поняли, что в таком городе местное самоуправление должно быть основано на конструктивном взаимодействии власти и общества. Давайте вспомним также, как законодательно обозначается понятие «местное самоуправление». Статья 130 Конституции Российской Федерации гласит, что «местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения». А статья 131 устанавливает, что население осуществляет самоуправление через выборные и другие органы местного самоуправления. То есть, с одной стороны, местное самоуправление осуществляет официальная городская власть, а с другой — общество и бизнес.
Но хорошо ли мы с вами представляем себе, чего ждет от нас население города? И насколько хорошо знают сами люди, чего они хотят от официальных органов местного самоуправления и каковы возможности и ресурсы местной власти? Полагаю, что существуют проблемы с пониманием и первого, и второго вопросов. В то же время всем известно, что главный ресурс местного самоуправления — человеческий потенциал, т.е. возможности наиболее активной, образованной, ответственной и творческой части населения.
Таких горожан у нас немало. Более того, общественная активность в последнее время значительно возросла. При этом наше общество усложняется, оно неоднородное, составляющие его группы имеют различное материальное положение, ведут разный образ жизни, имеют индивидуальные вкусы и взгляды. То есть, как сказал еще Аристотель: «Город — это единство непохожих». И обеспечить это единство можно, только понимая, что таким обществом нельзя командовать — с ним нужно сотрудничать, вести диалог, договариваться.
Таким образом, нам надо выстроить новую парадигму властных отношений, в основе которой будет личностно ориентированная система управления. То есть такая система, в которой существующие проблемы людей решаются властью вместе со всем обществом. Это именно та модель, которую предложил наш губернатор Е.С. Савченко, основываясь на высказывании знаменитого русского философа Николая Федорова: «Жить нужно не для себя и не для других, а со всеми и для всех».
Это невероятно сложная, но единственно правильная задача, ставить которую нам позволяет и 15летний опыт работы органов местного самоуправления города, и созданная социально-экономическая база.
Не буду останавливаться на всех её параметрах. Отмечу главное — мы всё делаем своевременно и с максимально возможной в существующих условиях отдачей. И это позволяет нам сегодня рассуждать о развитии, о перспективе и новом качестве жизни. А высокое качество жизни в Белгороде — это возможность самореализации в атмосфере добра и благополучия.
Конечно, благополучие измеряется, прежде всего, социально— экономическими показателями, которые у нас вполне удовлетворительные. Коротко обозначу главные результаты по итогам полугодия. Предприятия города продолжают на 15-20 процентов ежеквартально наращивать объемы производства. Рост инвестиций в основной капитал превысил 14 %. Финансовый результат от деятельности крупных и средних предприятий увеличился на 20% и составил 3,7 млрд. рублей. Количество малых предприятий в текущем году увеличилось на 6% и составило почти 13 тысяч. А увеличение предпринимателей — это более весомый фактор благополучия, чем рост объемов производства крупных предприятий. Как следствие экономического роста — в первом полугодии текущего года исполнение бюджета по доходам составило 108%.
О подъеме экономики свидетельствует и увеличение заработной платы. В реальном секторе экономики она за полгода увеличилась в среднем на 8% и составляет около 23,5 тысячи рублей. К нашему удовлетворению, теперь не уступает ей и зарплата учителей. Кстати, заработная плата других работников бюджетной сферы в текущем году также увеличивалась, причем дважды.
Создаются новые рабочие места. Причем на предприятиях города у нас существует несколько тысяч вакансий. В результате за первое полугодие мы констатируем снижение еще почти на 5% уровня официально регистрируемой безработицы. Во многом этому способствует развитие строительного комплекса, реализация программы благоустройства города. За минувший год объемы строительства в Белгороде увеличились на 37%. Новый импульс строительная отрасль получила, благодаря широкому развитию в регионе индивидуального жилищного строительства.
В этом году впервые за весь постсоветский период за счет городского бюджета 118 семей получили жильё в домах приусадебного типа. Программы по обеспечению жильем малоимущих белгородцев, расселению из аварийного жилья и общежитий будут продолжены.
Но, пожалуй, главным достижением последних лет и текущего года является рост рождаемости и продолжительности жизни горожан. Белгород один из немногих городов в России, где рождаемость превышает смертность, а продолжительность жизни составляет более 70 лет. В прошлом году родилось 4118 детей — на 215 больше, чем в предыдущем. И эта тенденция сохраняется в текущем году.
Это наиболее зримый показатель того, что Белгород является территорией благополучия. На достижение такого результата повлиял не только экономический рост, но и наши усилия по модернизации системы здравоохранения, формированию в обществе моды на здоровый образ жизни. Мы поддерживаем такие молодежные движения, как «Воркаутеры», пропагандирующие дворовый спорт. Мы поощряем работу движения «Контрольная закупка», которое борется с продажей алкоголя и сигарет несовершеннолетним. Мы разработали и реализуем программу «Некурящий город». В школах города внедряется здоровьесберегающая технология Базарного.
Наше управление физкультуры и спорта организовало еженедельную единую городскую зарядку для всех категорий населения. Это одно из направлений целой программы «Белгородская тропа здоровья», которая реализуется с помощью инициативных горожан, энтузиастов.
От молодежи не отстают у нас и пожилые белгородцы. Само название городской программы «Активное долголетие» полностью отражает настроение тех жителей города, которые и на заслуженном отдыхе хотят участвовать в общественной работе, радоваться жизни, заниматься спортом и творчеством. Мы только приветствуем и всячески поддерживаем такие инициативы. Наши активные пенсионеры участвуют в территориальном общественном самоуправлении, делятся своим жизненным опытом и содействуют формированию солидарной городской общины.
Жители «умного города» должны быть не только здоровыми, но и образованными, культурными, духовно развитыми. Поэтому особое внимание мы уделяем системе образования, качество которого в Белгороде подтверждается в том числе рекордным количеством медалистов. В прошлом году их было 85, а в этом — 191 или четверть всех медалистов области. Хорошими были и результаты единого государственного экзамена. Впервые 14 белгородских выпускников получили максимальное количество баллов.
Уважаемые участники заседания, свидетельством того, что Белгород стал территорией благополучия, является и такой показатель, как социальное самочувствие населения. По данным исследования, проведенного Институтом муниципального развития и социальных технологий, 76,3% белгородцев удовлетворены своей жизнью. Это довольно высокий результат. Он нас радует. Но понятие удовлетворенности жизнью у каждого своё. И оно не всегда связано с материальным достатком. Человек удовлетворен, когда он имеет возможности для самореализации, достижения своих жизненных планов. Немаловажным фактором является и наличие возможности высказать свою позицию, быть услышанными властью.
Удовлетворение потребности в общественном признании, ощущение сопричастности происходящему — это показатели развития Белгорода как территории добра. К нашему удовлетворению, многое в этом направлении уже удалось сделать. У нас созданы условия для того, чтобы каждый горожанин мог проявить инициативу, стать участником общественного самоуправления, волонтером или меценатом, высказать своё мнение, предложить и реализовать свой проект.
Итак, мы можем констатировать, что на пути добра и благополучия мы добились определенных успехов. Но напомню, что мы с вами сегодня ведем речь о развитии. А развитие — это не только качественное изменение тех или иных параметров, это, прежде всего, постановка и решение существующих проблем.
К сожалению, проблем остается немало. Достаточно назвать самые упоминаемые в обращениях в администрацию города. Это ремонт дворовых территорий, нехватка парковок, недостаток мест в детских садах, старый жилой фонд и коммуникации. Как их решать, если возможности муниципалитета ограничены? Только с помощью всего общества, задействовав наш человеческий ресурс!
Еще раз напомню, что «местное самоуправление — это самостоятельное решение населением вопросов местного значения». Собственный двор и собственный дом — это вопросы самого что ни на есть местного значения. И нельзя здесь уповать на кого-то. Надо думать всем вместе, как решить задачу.
Приведу один пример. Одна из серьезных проблем — плохое качество дворов. Имеющиеся в бюджете средства позволяют сегодня благоустраивать не более 20-25 дворовых территорий в год. А если говорить о современном качестве работ и материалов, то не более 10. С учетом нуждающихся в реконструкции дворов, нам потребуется лет 90-100, чтобы выполнить такую программу. Что делать?
Одно из решений — дополнительный сбор взносов с жителей города непосредственно на реконструкцию их дворов. Каждый дом может решить сам, каким должен быть его двор и сколько на это потребуется денег. Тогда городской бюджет будет участвовать уже на условиях софинансирования в реконструкции тех дворов, где такие решения приняты. Именно таким образом работает федеральный Фонд реформирования ЖКХ, с помощью которого мы ведем капитальный ремонт многоквартирных домов. Готовы ли горожане к такому решению проблемы дворов? Или будем ждать 100 лет?
Этот и многие другие вопросы требуют консолидированных решений, учета мнения всех горожан. И здесь мы большую роль, конечно, отводим территориальному общественному самоуправлению. В Белгороде работает более 150 ТОСов, всего планировалось создать свыше 600 таких общественных объединений. Но эта работа, к сожалению, идет крайне медленно. Почему? Ведь там, где ТОСы работают активно, вопросы жизнеобеспечения домов решаются эффективнее. Потому что выстраиваются добрососедские отношения, люди берут на себя и определенные обязательства, и, безусловно, имеют существенную выгоду от такого сотрудничества. Убежден, что ТОСы — это наш передовой отряд в построении солидарной городской общины. И обращаюсь ко всем присутствующим с просьбой всемерно поддерживать такие объединения и самим участвовать в работе ТОСов на своих территориях, подавать пример всем горожанам, пропагандировать значимость и важность территориального общественного самоуправления.
Говоря о необходимости более тесного взаимодействия с населением города, отмечу, что определенная работа нами уже проделана. Созданы 27 Советов территорий. За каждой территорией администрация города закрепила своих сотрудников: секретаря и социального работника. Во всех 27-ми округах созданы общественные приемные. Начиная с июля, в них ежемесячно осуществляется прием граждан руководителями структурных подразделений администрации города. Однако им приходится рассматривать и решать немало вопросов, относящихся к компетенции управляющих компаний, хозяйствующих субъектов и самих жильцов. Сегодня эти вопросы курируют Комитеты по управлению округами. Поэтому назрела необходимость внести коррективы в саму административно— организационную структуру органов местного самоуправления. Мы должны приблизить местное самоуправление к горожанам. Именно в этом направлении нам необходимо развиваться.
Мы уже давно говорим о необходимости создания третьего округа. Пришло время осуществить задуманное и выделить на территории города Южный округ. Считается, что наиболее оптимальным является деление территории на административные округа в расчете на 100 тысяч жителей. У нас же в Белгороде проживает уже почти 367 тысяч человек. Так что три округа — это необходимый минимум для нормальной работы. Причем для этого не понадобится увеличивать штат администрации. Чтобы приблизиться к населению, надо просто часть работников администрации переместить непосредственно на территорию нового Южного округа. Кстати, он разрастается в сторону поселков Дубовое и Таврово Белгородского района. И этому Комитету придется решать вопросы, общие для всей Белгородской агломерации. Потому что с Белгородским районом этот округ будут связывать самые тесные взаимоотношения и в транспортном обеспечении, и в решении экологических проблем, и в строительстве инженерных коммуникаций.
Повышение роли Комитетов по управлению округами в решении проблем территорий — это сегодня просто насущная необходимость. В их компетенции должна быть координация работы по всем вопросам жизнеобеспечения граждан, проживающих на территории округа. Администрации округов должны стать настоящими хозяевами.
Создание третьего округа, организация официальных кабинетов местной власти непосредственно на местах, в шаговой доступности даст нам возможность более предметно заниматься решением проблем горожан.
Где еще надо приблизить местную власть к населению, так это в частном секторе. Благодаря реализуемой в области программе развития индивидуального жилищного строительства, главным идеологом которой является Евгений Степанович Савченко, у нас в городе появились новые микрорайоны ИЖС. Но развитие этого молодого частного сектора требует от нас более пристального внимания. Созданные здесь ТОСы, как и их предшественники уличкомы, не в состоянии решать все вопросы, касающиеся благоустройства, освещения, коммуникаций, а также самоорганизации жителей.
Даже в небольших сёлах области, которые зачастую меньше наших микрорайонов по количеству домов и численности населения, существуют сельские советы с освобожденными работниками. Это оправданно и необходимо. Поэтому считаю, что нам нужно создать в микрорайонах частного сектора управы, которые станут координаторами в решении вопросов не только самоорганизации граждан по месту жительства, но и правильного планирования и расходования бюджетных средств.
В перспективе такие районные управы могут появиться во всех 27-ми округах Белгорода в помощь Советам территорий. И здесь я хотел бы сегодня выразить большую благодарность нашим депутатам. Вы не только осуществляете представительские функции, но и возглавили активы наших округов. Как председатели Советов территорий вы фактически ведете большую административную работу. Мы вам очень признательны за этот труд, за решение проблем горожан.
И мы рассчитываем, что эта хорошо отлаженная система у нас сохранится. Конечно, некоторое обновление в работе Советов территорий произойдет после выборов нового состава городского Совета депутатов.
Напомню, что мы приняли решение о расширении численного состава Совета депутатов. Нас кое-кто критиковал за это решение. Но оно продуманно и обоснованно. Мы обязаны выполнить требования федерального законодательства и избрать половину депутатов по партийным спискам. Но нам надо и сохранить существующий опыт работы с населением через Советы территорий. Еще раз подчеркну, что эта форма работы себя отлично зарекомендовала и ломать выстроенную схему нецелесообразно. Поэтому будущие председатели 27— ми Советов территорий как и прежде будут избираться по одномандатным округам. А еще 27 депутатов будут представлять в городском Совете различные социальные группы, разные идеологии и институты гражданского общества. В связи с реализацией этих требований законодательства, мы рассчитываем на значительное повышение общественной активности в городе.
Вместе с тем, этого недостаточно. Я уже приводил пример тех вопросов, по которым нам нужно вырабатывать совместные решения с населением. Считаю, что для выработки таких оптимальных решений надо развернуть технологию краудсорсинга.
Тем более, что эту идею активно продвигает губернатор Е.С. Савченко для всего региона в целом. Поясню, что краудсорсинг — это обращение к коллективному разуму. Эта технология подразумевает грамотную постановку вопросов, которые затем обсуждаются широким экспертным сообществом. А уже на основе этого обсуждения узкий состав экспертов-аналитиков делает своё заключение о наиболее эффективном решении проблемы.
Таким образом, задействовав интеллектуальный потенциал самих жителей, мы сможем находить лучшие пути дальнейшего развития города, улучшения жизни горожан. Кстати, мы использовали одну из разновидностей этой технологии — краудголосование в ходе проекта «Белгородская тысяча». Этот проект мы реализовали уже после утверждения бюджета города. Думаю, что в текущем году надо задействовать технологию краудсорсинга в процессе обсуждения параметров бюджета следующего года, использовав имеющийся IT— ресурс. Кстати, там, где средств городского бюджета недостаточно, возможным выходом будет создание акционерных обществ и реализация акций будущих предприятий как юридическим лицам, так и заинтересованным горожанам.
Но предложения и проекты горожан должны оценивать не только органы местного самоуправления. Прежде всего, оценку им должны давать независимые эксперты. Для этого надо создать некий общественный орган. К примеру, он может называться «Комитет народного контроля». Главное, такой комитет должен быть независимой от органов местного самоуправления структурой, в которую войдут авторитетные жители города, в том числе Почетные граждане, общественные деятели, ведущие журналисты и блогеры, а также наиболее активные представители ТОСов.
А наладить такое экспертное обсуждение можно как через официальный сайт администрации города, так и с помощью наших общественных приемных.
И, наконец, серьезнейшая тема дальнейшего развития местного самоуправления как движущей силы солидарного общества — это создание социальной корпорации. В основе института корпорации находится простая экономическая форма — коллективное предпринимательство. То есть совместное решение вопросов к взаимной экономической выгоде всех членов сообщества. Эту задачу мы определили в нашей Стратегии развития города и эту задачу мы будем решать в тесном контакте с городским сообществом. Но это уже новая тема, над которой нам надо будет всем вместе подумать.
Таким образом, подытоживая сказанное, еще раз отмечу, что развитие местного самоуправления мы видим в двух направлениях. С одной стороны — это административно— организационные изменения в системе местного самоуправления. С другой — это повышение общественной активности и вовлечение населения в решение вопросов управления территориями.
А для этого нам надо увеличивать и развивать наш главный капитал — человеческий ресурс. Это и работающие активные горожане, и представители общественных объединений и партий. Это и элита нашего общества, которую составляют наиболее авторитетные горожане, прежде всего, Почетные граждане города. Это люди, заслужившие общественное признание, люди, к которым прислушиваются и которым верят. Они подают пример другим своим трудом и высокими морально— нравственными качествами.
Я считаю, что все, кто так или иначе влияет на формирование общественного мнения, кто позиционирует себя как лидер, должны нести ответственность за свои действия и за состояние нашего общества в целом. Не критиковать огульно всё, что делается в городе, а участвовать в самоуправлении.
Думаю, любой горожанин, независимо от партийной принадлежности, хочет жить в городе добра и благополучия. Но для этого каждый белгородец должен трудиться с максимальной отдачей и получать за это достойную заработную плату. Каждый должен заботиться о чистоте не только в своем доме, но и на улицах своего города. Каждый обязан думать о собственном здоровье и не вредить здоровью окружающих.
Мы все ответственны за наших детей, за наших стариков и за нашу природу. Вот к такому обществу мы сегодня идем, такой вектор задал наш губернатор. И мы понимаем, что это единственно правильный путь.
Благодарю за внимание.