«НБ» продолжает рассказывать читателям о почетных гражданах Белгорода. В этот раз гостем редакции стал серебряный призер Олимпиады-80, заслуженный мастер спорта, обладатель медали «За заслуги перед Землей Белгородской» I степени и многих других наград Юрий Куценко.
27 июля в Лондоне стартуют XXX летние Олимпийские игры. В составе российской команды в них примут участие и восемь белгородцев. И сегодня самое время вспомнить героев прежних олимпийских сражений. Таких, например, как многократная олимпийская чемпионка, гордость российской и белгородской гимнастики Светлана Хоркина или серебряный призер Московской Олимпиады 1980 года десятиборец Юрий Куценко. Именно Куценко стал первым белгородцем, проложившим дорогу к олимпийскому пьедесталу.
В 1980-м году белгородский легкоатлет Юрий Куценко завоевал «серебро» на Олимпийских играх в Москве, тем самым положив начало олимпийским достижениям белгородцев. Спустя 30 лет после своего «звездного часа» Юрий Михайлович по-прежнему в хорошей спортивной форме и охотно делится воспоминаниями о тех временах.
Юрий Куценко вырос в селе Таврово. Учась в сельской школе, как и многие другие мальчишки, играл в волейбол, баскетбол, катался на лыжах и коньках, но тогда даже представить себе не мог, что когда-то взойдет на спортивный Олимп. Профессионально заниматься спортом белгородец начал лишь в 22 года. Окончив Шебекинский химико-механический техникум и отслужив в армии, молодой человек устроился работать на котельный завод (ныне завод «Энергомаш»). Здесь он записался в секцию легкой атлетики, где осваивал спринт и прыжки в длину, а потом захотел заниматься десятиборьем. Сложность заключалась в том, что тренеров по этому виду легкой атлетики, включающему десять дисциплин: метание диска, прыжки с шестом и т.д., в Белгороде просто не было, как не было и подходящей базы для тренировок, оборудования. Советским спортсменам, а особенно в провинции, можно было только мечтать о тех условиях, в которых занимаются современные легкоатлеты.
— Чтобы прыгать в высоту, мне надо было самому соорудить прыжковую яму, таскать матрасы, а потом заносить их обратно. Сегодня все проще: появляются новые снаряды, совершенствуется оборудование, поэтому растут результаты, становится меньше травматизма. Например, если раньше у многоборца была всего одна пара кроссовок и одна-две — шиповок (специальная насадка на обувь — прим. автора), то сейчас спортсмены ездят на соревнования с целой сумкой обуви, — рассказывает заслуженный мастер спорта Юрий Куценко.
Первым наставником подающего надежды спортсмена стал Игорь Николаевич Климов. Юрию также приходилось консультироваться у других тренеров. Трудолюбие и нацеленность на результат оправдали себя. После первого выступления перспективного спортсмена заметили. Вскоре Юрий составил примерный план достижений на ближайшие годы. Главным пунктом было участие в Олимпиаде-80.
— Каждый спортсмен мечтает стать олимпийцем. Моя мечта сбылась, — говорит Юрий Михайлович.
Успешно выступив на чемпионате Советского Союза, белгородец попал в олимпийскую сборную страны. На самой Олимпиаде-80 он получил по десятиборью 8331 очко и завоевал «серебро». В то время ему было 28 лет.
С теплотой вспоминает Юрий Куценко Олимпийские игры-80, ту праздничную атмосферу, которая царила, и годы, проведенные в составе олимпийской сборной — восемь лет. Говорит, это было тяжело и ответственно защищать честь страны, постоянно держать высоту, и в то же время — почетно. Юрий и его коллеги-спортсмены объездили немало стран: Америку, Канаду, всю Европу. Большим испытанием для него стала разлука с семьей: белгородец проводил на соревнованиях и сборах до 270 дней в году.
К слову, со своей женой Надеждой Юрий Куценко познакомился тоже благодаря спорту — в секции легкой атлетики котельного завода. Супруги воспитали двух сыновей. Старший родился после Олимпиады-80, поэтому имя ему дали одновременно и в честь олимпийского мишки, и в честь дедушки, отца спортсмена — Михаил. Когда в 1986 году родился второй сын — Тимур, Юрий уже ушел из большого спорта. Причиной стала политика советского руководства. Четыре года после московской Олимпиады Юрий Куценко и другие легкоатлеты готовились к следующей, но за полтора месяца до игр им сообщили, что Советский Союз будет бойкотировать спортивное событие. Можно себе представить, какое разочарование постигло спортсменов. Ну а в следующих играх Юрию не позволили участвовать уже профессиональные травмы.
Закончив спортивную карьеру, белгородец вспомнил о полученной профессии. 19 лет он проработал кузнецом на заводе «Энергомаш». Говорит, работа была не из легких, неподготовленные люди быстро сдавались и уходили. Но только не Юрий, прошедший закалку спортом. Кстати, он и на заводе не забывал посвящать себя любимому занятию. Юрий Михайлович с коллегами по цеху часто выигрывал заводские спартакиады. В середине 90-х белгородец с семьей дважды принимал участие в рабочей спартакиаде народов России, где его команда показала высокие результаты.
Звание почетного гражданина Белгорода Юрий Куценко получил в 1996 году — за большие спортивные достижения и активное участие в пропаганде и развитии физической культуры и спорта в Белгороде. Сегодня его часто приглашают в качестве почетного гостя открывать различные состязания. Ежегодно в Тавровской школе проводят соревнования на призы Юрия Куценко по легкой атлетике. Сам он тоже не забывает о спорте. Недавно вместе с женой принял участие в ветеранском первенстве района по разным видам спорта: футбол, волейбол, теннис, шашки, спортивная эстафета. Команда Тавровского поселения стала победительницей. Теперь им представлять Таврово на областной спартакиаде в августе.
Вместе с супругой Юрий Михайлович живет в селе Таврово, разводит кур, занимается огородом, охотится, ходит на рыбалку. Спустя годы он не теряет связи с прошлым, поддерживает отношения со знакомыми олимпийцами. Белгородец был почетным гостем на Олимпийских играх в Австралии, Греции и Китае.
Чем отличаются сегодняшние игры от тех, что проходили в советское время? — спрашиваю гостя редакции. «Олимпиада — праздник для всех. За многие годы ничего не изменилось. Ну может, стало побольше шоу», — отвечает олимпиец.
Использовано фото из архива Юрия Куценко