Экономический аспект
О качестве и доступности муниципальных услуг шла речь на очередном заседании Совета по поддержке и развитию предпринимательства при главе администрации Белгорода.
В нем приняли участие члены совета, предприниматели, представители структурных подразделений мэрии, а также депутат областной Думы, председатель комитета по экономическому развитию, предпринимательству и инновационной деятельности, председатель совета муниципальных образований В.Н. Потрясаев. Провела заседание заместитель главы администрации по экономическому развитию Л.Н. Гончарова.
Вокруг земли
Муниципалитет оказывает много услуг, но в этот раз обсуждался самый болевой для малого бизнеса вопрос о выделении земельных участков для строительства объектов недвижимости, согласовании, выдаче разрешений на их ввод в эксплуатацию либо на реконструкцию. Действующий в Белгороде многофункциональный центр в некоторой степени позволил упростить процедуры получения муниципальных услуг. Но на практике остаются нерешенными вопросы, в том числе длительных сроков получения разрешительной документации. Как их сократить, как сделать жизнь предпринимателя менее сложной и зависимой от решения конкретного чиновника, говорили и члены совета, и приглашенные на заседание предприниматели. Для решения проблемы необходимы изменения в нормативно-правовую базу и ряд организационных мероприятий.
В своем выступлении начальник управления экономического развития и инвестиций И.Н. Русинов рассказал о полномочиях органов и должностных лиц местного самоуправления в области землепользования и застройки и об административных процедурах при предоставлении муниципальной услуги. Срок ее выполнения не должен превышать четырех месяцев с даты подачи заявления, включая согласование с инженерными службами города. Сейчас на подготовку и выдачу документов на земельные участки коммерческого использования согласно регламенту затрачивается 227 дней. Эти сроки установлены действующим законодательством. В администрации города разработан проект регламента, позволяющего сократить их до 124 дней. Для этого необходимо более четкое взаимодействие структурных подразделений администрации города, а также её сотрудничество в рамках соглашения с федеральными службами — кадастровой палатой и управлением Росреестра по Белгородской области.
Особо остановился И. Н. Русинов на недостатках в практике подготовки актов выбора земельных участков. Вопросы по определению мест строительства объектов решает в основном департамент строительства и архитектуры. Состав комиссии по выбору земельного участка для строительства является закрытым. Он утвержден постановлением администрации города в декабре 2008-го и не предусматривает включения в комиссию представителей других заинтересованных отраслевых органов и служб. Фактически нет положения о работе этой комиссии, которое бы регламентировало формирование её дополнительного состава и другие процедурные вопросы деятельности. При подготовке актов выбора в них отсутствует информация о собственниках и правообладателях земельных участков, которые попадают в зону предполагаемого строительства. Акты не содержат и другой необходимой в этом случае информации о земельном участке.
В городе недостаточно эффективно осуществляется контроль за использованием земельных участков, выделенных под строительство.
Органам местного самоуправления необходимо минимизировать случаи предоставления земли для коммерческого строительства сразу в собственность. Хотя такой вариант для инвесторов и является наиболее привлекательным. Но он лишает власть возможностей контроля за завершением строительства и привлечения к ответственности недобросовестных застройщиков, нарушающих его сроки и меняющих заявленное назначение участка. А это зачастую противоречит интересам и жителей территории, и муниципальной градостроительной политике. Предлагается выделять участки под строительство в собственность только в исключительных случаях — если у застройщика есть инвестиционный проект, одобренный коллегиальным органом при главе администрации. Необходим также четкий механизм экономических санкций к арендаторам, взявшим участок для строительства и не выполнившим своих обязательств в срок.
За доступность услуг
Предприниматели на этом заседании совета очень эмоционально говорили о проблемах, мешающих малому бизнесу эффективно работать и развиваться. О том, что зачастую решение вопросов чиновниками либо отсутствует, либо неправомерно затягивается не на один год. И.Н. Русинов сообщил, что в администрации уже есть практика штрафования должностных лиц за невыполнение своих обязанностей на суммы от пяти до десяти тысяч рублей.
В.Н. Потрясаев подчеркнул, что от ответственности чиновника зависит доступность и качество муниципальной услуги. На государственном уровне стоит задача сделать услуги бизнесу доступными, и власть на местах должна создавать для этого условия.
— Чтобы сделать Белгород инвестиционно привлекательным, необходимо эту муниципальную услугу расширять и изменять, и для этого не потребуется бюджетных денег, — говорит Василий Николаевич. Он предложил обратиться к главе администрации города с идеей создания внутреннего аудита по качеству, срокам исполнения муниципальных услуг и спорам:
— Его нужно утвердить документом, проводить ежеквартальные проверки, а итоги, с фамилиями наказанных должностных лиц, публиковать в городской газете. Гласность обеспечит эффективную работу этой системы. В целом заседание совета показало заинтересованность сторон в таком полезном диалоге. Ряд предложений и решений занесены в протокол и будут переданы на рассмотрение и утверждение главе администрации Белгорода С.А. Боженову.