Поэзия полёта

В одном из прошлых номеров мы писали о Белгородской общественной организации «Союз офицеров». В её составе — более пяти тысяч человек. В настоящее время многие известные лётчики занимаются здесь патриотическим воспитанием подрастающего поколения. Один из них — Владимир Черенков.

О нём мы хотим рассказать поподробнее. Владимир Константинович родился 28 марта 1950 года в Белгороде. Семья жила без отца. Владимир со второго класса учился в Белгороде, в школе №35. При школе был интернат, в котором жили дети со станций, где не было средних школ. Мальчик занимался в кружке «Юный железнодорожник». В летнее время ездил на практику в Харьков, в парк Горького, на детскую малую железную дорогу, стажировался по всем специальностям: от проводника до помощника машиниста. Там же, в парке Горького, он выполнил свой первый прыжок с парашютной вышки с высоты тридцать метров.

После окончания вечерней школы уехал в Харьков, там учился в политехническом институте, потом работал на Харьковском электромеханическом заводе. Вот там-то Владимир и организовал аэроклуб.

К снимку:

Владимир Черенков (крайний слева) на одном из занятий со школьниками.

Начинали полёты тогда с планеров первоначального обучения БРО-12, затем КАИ-12, далее Як-12, Як-18, Ан-2, Ли2, Ил-14. За три года Черенков налетал восемьсот часов. Выполнил восемьдесят прыжков с парашютом, был парашютистом — инструктором, заместителем по летной подготовке начальника аэроклуба. За это время было несколько экстремальных ситуаций: покидание неуправляемого планера на малой высоте, посадки без двигателя на Як — 18, посадка без выпущенной основной стойки на Ил-14 и другие.

В 1965 году вместе с другом поступил в Белгородский автоспортивный комплекс на планерное отделение, куда в 1966 году после неудавшегося поступления в Харьковское высшее военное авиационное училище летчиков пришел и Виктор Казанцев. Вместе отлетали год и, наконец, осуществили свою мечту, поступив в училище.

— Планер — это особая поэзия полета, — рассказывает Владимир Черенков. — Я сравниваю её с яхтой для моряков. Каких бы высот ты ни добился, летать в восходящих потоках интереснейшее дело. С началом разбега планер первым отрывается от земли, выдерживаешь полметра, пока буксировщик не наберет скорость отрыва. И в дальнейшем надо постоянно контролировать высоту, чтобы хватило для возвращения на аэродром. С самого начала мы вели тетрадь ошибок, учились анализировать полет и не повторять неточностей. Многие элементы подготовки и выполнения полета и посадки мне пригодились в дальнейшем в реактивной авиации.

А потом пошли военные будни: курс молодого бойца, присяга с приездом родителей, учеба, колхозы, первые увольнения, наряды, караулы. Особых трудностей в освоении самолета не было. Владимиру Константиновичу запомнилась хорошая атмосфера в эскадрилье. Заботливое, отеческое отношение со стороны летчиковинструкторов к курсантам. На третьем курсе начались полёты. Затем пришло время лётных госов и теоретических дисциплин. Прошли они на одном дыхании. В преддверии выпуска Черенков очень переживал по поводу того, куда попадёт. Готов был к любому раскладу.

К первому месту назначения после отпуска поехали вместе с женой — послали во Львов. Служба была интересной, осваивали сложные виды полётов, неоднократно подвергались проверкам Главкома и Министра Обороны, завоевывали вымпелы Министра Обороны, гордились и перенимали опыт у старших летчиков, атмосфера в полку была дружеская, царило взаимопонимание.

За время службы лётчик побывал во многих уголках нашей необъятной родины — в Советской Гавани, на Курильских островах, в Оренбургской области — куда только не забрасывала его судьба.

— Наш выпуск Харьковского высшего военного авиационного училища летчиков 1971 года пронес достойно свою вахту, подготовил хорошую смену, — делится впечатлениями лётчик. Достаточно много было очень серьезных ситуаций, которые удалось успешно решить. По всем направлениям: инструкторская работа, строевые части, испытатели, космическая подготовка, командные должности, везде мы достойно «держали» небо. Снимаю шляпу перед всеми летчиками-инструкторами, которые подготовили достойную смену для современной фантастической авиации.

Сын Владимира Черенкова Александр — окончил Бугурусланское летное училище гражданской авиации, десять лет отлетал в Николаевске-на-Амуре, на Як-40, сейчас работает командиром в авиакомпании «Сибирь», налетал шесть тысяч часов.

Сейчас Черенков на пенсии, но по-прежнему не сидит сложа руки. Вместе с другими членами «Союза офицеров» организует различные тематические вечера в школах, где ветераны проводят уроки мужества, рассказывают о героях Великой Отечественной войны, белгородских летчиках, проводят «круглые столы», посвященные героизму советских летчиков, предлагают ребятам примерить на себя летные костюмы.

Фото из архива «Союза

офицеров»