Автошколы города переполнены. Может быть, это связано с тем, что в летнее время удобно учиться. А может, во всем виноват законопроект, внесенный в Госдуму, в котором предлагается увеличение сроков обучения до полугода. Поэтому иметь заветную карточку водителя желают сейчас многие. Я не стала исключением и решила записаться на автокурсы.
Прежде чем начать обучение, необходимо определиться с автошколой. Сегодня в области осуществляют подготовку и переподготовку водительских кадров 186 организаций. Если задуматься о получении прав заранее, то можно пройти курсы еще в школе, значительно сэкономив на стоимости обучения. Но если такой возможности не представилось, то спросите у знакомых, имеющих права, кто и где учился, или подберите автошколу в Интернете, прочитав отзывы уже прошедших через все испытания. Я выбрала себе автокурсы по принципу «ближе к дому».
ДВА МЕСЯЦА ТЕСНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Прежде чем начать практические занятия, я прошла медицинское обследование. Обследованием назвать эту процедуру, как оказалось, нельзя. Будущие водители конвейером проходят из одного кабинета в другой, из одного диспансера в другой. Остается только успевать выплачивать где-то 200, где-то 300 рублей. Утром следующего дня я уже имела на руках медицинский допуск к управлению транспортным средством.
Преподаватель теории, который попался нашей группе — Владимир Викторович — опытный инструктор. Помимо ПДД, он рассказал об устройстве машины, безопасности на дороге, поделился личным 30-летним опытом вождения. Болея всей душой за своих курсантов, всегда рассаживал особенно разговорчивых за разные парты. «Вот смотрите, вы сейчас разговариваете, а кто-то из вас обязательно увидит красный экранчик на экзамене!» — любимая фраза Владимира Викторовича, которая заставляла снова и снова решать ненавистные билеты.
Если выбрать время, удобное для занятий, еще возможно, то инструктора и машину проблематично. Автошкола сама предоставляет вам учителя. Тут иногда и возникает ряд проблем. Некоторые инструкторы курят в салоне, и это не нравится многим девушкам, некоторые используют курсанта для поездки по личным делам, в то время как машина должна находиться на учебном маршруте.
Мне же после трех занятий на площадке было сказано садиться за руль в городе… Это был не просто стресс, это была война с педалями. «Тормози! Не успела проскочить! Трогайся, пропускай, теперь газуй… Поворот», — на каждый окрик я реагировала тысячью мыслительных операций. В тот день машина несколько раз глохла на перекрестках, а постоянный крик инструктора стоял в ушах.
Со временем я привыкла к нему, обучение пошло полным ходом.
ВРЕМЯ НАСТАЛО
После 50 часов вождения группе назначен внутренний экзамен. Ко мне в машину сел инструктор нашей автошколы, я часто видела его на занятиях. Один раз он даже заменял моего инструктора. Тогда я решила, что ему незачем «валить» курсантов своего друга.
Первый элемент на площадке – «подъем на эстакаду» — считается самым сложным. При трогании с места я почувствовала, как инструктор поддержал сцепление, чтобы машина не заглохла, потом подсказал, когда можно добавить газа. Заехав на горку, я моментально успокоилась и без ошибок выполнила оставшиеся элементы. Накатанный маршрут в городе я сдала без ошибок. После экзамена парень из моей группы рассказал, что на переходах ему помогали притормаживать, а на светофорах выжимали сцепление. Получается, что автошколе выгодно выпустить группу и скорее сформировать следующую. Не знаю, практикуют ли такую сдачу все, но меня уже через несколько дней ждал экзамен в ГИБДД. Экзамен также проходил в три этапа: «теория», «площадка», «город». Сдают ПДД в 7-м отделении МОТОТРЭР на Промышленном проезде. Передо мной стоял специальный компьютер с четырьмя кнопками, где было предложено 20 вопросов. Я, как и советовал преподаватель, по два раза читала вопросы и не спеша на них отвечала. Несколько курсантов, как и обещал Владимир Викторович, увидели красный экранчик. Из 8 человек нас осталось 5.
Второй этап сдают на полигоне учебно-курсового комбината. Там собрались сдающие со всех автошкол города, и в очереди я простояла около пяти часов. В машине, кроме меня, никого не было, инспектор наблюдал снаружи. Можно было настроиться и вспомнить, чему меня учили. Я так и сделала.
До последнего этапа дошло три человека из группы, впереди нас ждал самый сложный и непредсказуемый – «город».
С каждым годом ужесточаются условия приема экзамена в ГИБДД. К примеру, с 1 января этого года курсанты обязаны сдавать экзамен с видеорегистратором. Если раньше добрый инспектор мог отпустить начинающего водителя с отметкой «сдал» уже через пять минут, то сейчас сдающий обязан откатать двадцать минут и выполнить определенное количество маневров на дороге.
О том, что сев за руль, необходимо пристегнуться, настроить водительское сидение и зеркала, я, конечно же, много раз слышала от инструктора автошколы. Но когда незнакомый инспектор включил запись на видеорегистраторе и сказал «поехали» — восемьдесят процентов моих знаний и умений улетучились, а левая нога на сцеплении затанцевала. Только тронулась, слышу: «Девушка, неуверенное вождение. Один балл… Сейчас налево… Направо…На светофоре налево…». За светофором инспектор попросил остановиться, и я, в душе ликуя (набрала всего один штрафной балл!), поднимаю ручник, отстегиваюсь и слышу: «Пересдадите через десять дней, а сейчас вернитесь на пятнадцать метров назад и посмотрите, какой знак там установлен». На перекрестке, пока пропускала машины, меняла передачу, я не заметила знак «остановка запрещена». Было обидно, но я понимала, что в провале на экзамене виновата только я.
После экзамена вся наша группа усвоила: разворот на перекрестке – один из любимых маневров у гаишников. Здесь можно получить пять баллов и сразу уйти с оценкой «не сдал». Инспектор обязательно повезет туда, где надо совершать повороты, уступать дорогу пешеходам и другим автомобилям. Не уступите – опять же 5 баллов. Экзаменатор может спросить – «А какой знак мы только что проехали?» Если вы не отвечаете, получаете все те же штрафные баллы.
«ПОЗДРАВЛЯЮ, ВЫ СДАЛИ»
Да! При желании любого начинающего водителя можно «завалить». Но гаишники не звери, практика показывает, что целенаправленно они не «топят». Если вы не сдали, значит, действительно, нужно еще потренироваться.
Позвонив своему инструктору, я пожаловалась, что не сдала. Взяла дополнительные уроки, но уже за отдельную плату, получила ценные советы и подошла к экзамену во всеоружии. Второй раз я сдавала с чужой группой и на другой машине, что значительно усложнило процесс сдачи экзамена. В этот раз я услышала заветное «поздравляю, вы сдали» и скорей побежала занимать очередь в МОТОТРЭР, чтобы сфотографироваться. Через полчаса мне выдали долгожданное водительское удостоверение.
Алина Башманова
P.S.
В Белгороде за экзаменационную работу отвечает 7-е отделение МОТОТРЭР ГИБДД УМВД по Белгородской области. Начальник 7-го отделения В.Н. Голубоцких сообщил, что они обслуживают Белгород, Белгородский, Шебекинский и Корочанский районы и каждый месяц подводят статистику получивших права. Владимир Николаевич отметил, что за прошедшие пять месяцев с начала года на обслуживаемой территории 3852 человека получили права. Из них 1926 человек сдали на права с первого раза. Не сложно посчитать, что ровно половина получает водительское удостоверение с первого раза. Высокий это показатель или нет – не знаю. В любом случае, если вы решили сдавать экзамен своими силами, не стоит этого бояться. Это всего лишь проверка ваших знаний и умений.