На прошлой неделе на заседании по реализации городского сегмента Белгородской интеллектуально-инновационной системы (БИИС) рассмотрен ход выполнения проектов в сфере образования.
Внимание к проблемам обучения молодого поколения вполне обоснованно. Советская система просвещения была на весьма приличном уровне, хотя и имела идеологическую окраску. Страна начала перестраиваться. Начали реформировать на потребу дня и систему образования. Хотели лучше — получилось как всегда. Рейтинг выпускников ведущих отечественных вузов в мире заметно снизился. Профессура пеняет на школу: такие, мол, абитуриенты. Спорить с ними сложно. Знания и кругозор многих молодых людей не выдерживает никакой критики. Мало того, за долгие годы сидения за школьной партой они основательно подрывают здоровье. В итоге, как говорится, ни в вуз, ни в армию.
ВОЗВРАЩАЯСЬ К ИСТОКАМ
В Белгороде с прошлого года стал реализовываться проект по внедрению в практику новаторских идей доктора Владимира Базарного, который считается основателем научного направления — здоровьеразвивающей педагогики. По его мнению, существующая ныне система воспитания и обучения детей в детсадах и школах действует вопреки природе ребёнка. В этом, дескать, причина деградации и угасания жизнеспособности народа, наблюдаемые в последние десятилетия. Владимир Филиппович ратует за строительство народного просвещения России на основе национальных культурных традиций. Так, обучение мальчиков и девочек должно быть раздельным. Доктор Базарный пропагандирует всеобщее трудовое и музыкальное воспитание детей. В классах вместо парт — конторки с регулируемой высотой рабочей поверхности. Используемые наглядные материалы располагаются под потолком весьма далеко от глаз школьников. Дети учатся писать перьевыми ручками. Как говорится, новое — хорошо забытое старое.
Все это когда-то применялось в России, а сейчас культивируется в рамках инновационного проекта в отдельных классах белгородских школ № 36, № 44, № 49 и № 28. Всего в проекте было задействовано 550 учеников первых классов. Перед началом эксперимента все они прошли тщательное медицинское обследование. По завершении учебного года обследование повторили и сравнили показатели здоровья учеников. В тех классах, где использовалась методика доктора Базарного, у подавляющего большинства школьников (90%) здоровье не ухудшилось. Да и успеваемость там зафиксирована выше среднего. По крайней мере, так уверяют авторы проекта. Теперь по этой авторской методике будут учить еще в восьми школах Белгорода.
Расходы на инновационный проект составили около 1,9 млн. рублей. Значительная часть этих средств израсходована на подготовку учителей (семинары, командировки по перениманию опыта и т. д.). Классы, где внедрялась методика Базарного, оснастили соответствующей мебелью, на что также пошли бюджетные деньги. Тендер на его поставку выиграли местные мебельщики. Увы, представленные выставочные образцы и серийные изделия заметно отличаются. Причем не в лучшую сторону. По словам педагогов, многие конторки не выстояли и одного года. Требуется их капитальный ремонт либо замена. Но это уже совсем другая история.
ЭЛЕКТРОННОЕ ПОРТФОЛИО
Красочная папка (портфолио), где ученик хранит свои грамоты и дипломы, применяется повсеместно и уже стала нормой. Вот только увидеть их может крайне ограниченный круг людей. Иное дело ее виртуальная версия, которую разрабатывает ООО «Фабрика информационных технологий — Интеллект» при БГТУ им. В. Г. Шухова. Электронное портфолио станет неотъемлемой частью целостной городской системы «Виртуальная школа». С его внедрением любой ученик сможет выкладывать в Интернет свои достижения на всеобщее обозрение. Это могут быть не только подтверждения выдающихся успехов по какому-либо учебному предмету, но также в спорте и занятиях во внеурочное время.
Проект стартовал в марте сего года и в настоящее время реализуется по плану. Его стоимость 499 тыс. рублей, из которых 397 тыс. рублей — бюджетное финансирование, а остальное выделяет предприятие-разработчик.
По мнению Евгения Мирошникова, руководителя ООО «Фабрика информационных технологий Интеллект», электронное портфолио позволит оперативно получать обобщенные данные по городу и составлять универсальные отчеты. Кроме того, разрабатываемая система даст возможность оценить потенциал не только того или иного школьника, но и косвенно судить о качестве работы его учителей.
ПУТЁВКА В ЖИЗНЬ
В реальности отличники и школьные умники далеко не всегда преуспевают во взрослой жизни. Горе от ума актуально и сейчас. Борьба за благосостояние в нашей стране требует иных знаний и специфических черт характера. Чего греха таить! По информации, прозвучавшей на заседании БИИС, лишь каждому пятому выпускнику белгородских вузов удается найти в течение года постоянную работу по специальности.
Чтобы изменить эту ситуацию к лучшему, разрабатывается концепция проведения конкурса молодёжных бизнес-идей и дипломных проектов выпускников вузов. Проект направлен на подготовку, отбор бизнес-проектов. Планируется обеспечить поддержку лучших из них на стадии реализации. Причем задействованы в этом будут маститые белгородские предприниматели.
Кроме того, планируется запустить интернет-площадку, на которой студенты и активная молодёжь города смогут предложить свои идеи и инновационные проекты потенциальным работодателям. Обойдется это, по экспертным оценкам, приблизительно в 180 тыс. рублей. Дело того стоит! Прямого контакта (к примеру, на «Ярмарке вакансий») современные юноши и девушки, как правило, избегают. Другое дело в виртуальном мире…
Если и это не поможет, не надо расстраиваться. Образование — это то, что остается в голове, когда все выученное уже забыто.